Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
107 насъ подъ Муравкинымъ да подъ Лысковымъ течетъ. Азъ же паки ему
далъ святыя воды: онъ же и судно у меня отнимаетъ и сьесть хочетъ, —
сладка ему бысгь вода! Изошла вода, и я пополоскалъ и давать сталъ; онъ
и не сталъ пить. Ночь всю зимную простряпалъ. Маленко полежавъ съ
нимъ, пошелъ въ церковь заутреню пѣть. И безъ меня паки бѣси на него
наиали, но лехчс нрежнева. Азъ же, нриіпедъ отъ церкви, освятилъ его
масломъ, и паки бѣси отъидоша, и умъ целъ сталъ. Но дряхлъ бысть: оть
бѣсовъ изломанъ. На печь поглядываетъ и оттодѣ боится. Егда куды от-
лучюся, а бѣси и навѣтовать станутъ. Бился я з бѣсами, что с собаками,
недѣли съ три за грѣхъ мой, дондеже книгу взялъ и деньги за нея далъ. И ездилъ ко другу своему Иларіону игумну. Онъ просвиру вынялъ за брата.
Тогда добро жилъ,—что нынѣ архіепископъ резаньской, мучитель сталъ
христіанской. И инымъ друзьямъ духовнымъ билъ челомъ о братѣ. И умо¬
лили о насъ Бога. Таково то зло преступленіе заповѣди отеческой! Что же
будетъ за преступленіе заповѣди Господни? Охъ, да толко огонь да мука!
Не знаю, какъ коротать дни? Слабоуміемъ объятъ, и лицемѣріемъ, и лжею.
покрытъ есмь, братоненавидѣніемъ и самолюбіемъ одѣянъ, во отчужденіи
всѣхъ человѣкъ погибаю. И мнлся нѣчто быти, а калъ и гной есмь, окаян¬
ной,—прямо г. .но. Отвсюду воняю и душею.и тѣломъ. Хорошо мнѣ жить
съ собаками и со свиніями въ конурахъ: такъ же і онѣ воняютъ. Да иси и
свиньи по естеству, а я чрезъ естество отъ грѣхъ воняю, .яко песъ мер¬
твой, поверженъ на улице града. Спаси Богъ властей тѣхъ, что землею меня
закрыли! Себѣ уже воняю, злая дѣда творяще, да иныхъ не соблажвяю.
Ей, добро такъ! Да и въ темницу ко мнѣ бѣшаной зашелъ, Кирилушко звали, москов¬
скій стрелецъ, караулщикъ мой. Остригъ ево азъ, и платье иеременилъ,—
зѣло вшей было много. Замкнуты двое насъ съ нимъ живемъ, да Христосъ
съ нами и Пречистая Богородица. Онъ, мпленкой, бывало с..тъ подъ себя
и с...ть, а я ево очищаю. Есть и пить проситъ, а безъ благословенія взять
не смѣетъ. У правила стоять не захочетъ,—дьяволъ сонъ ему наводитъ:
и я чотками постегаю, такъ и молитву творить станетъ и кланяется, за
иной стоя. И егда правило скончаю, онъ п паки бѣсноватися станетъ. При
мнѣ бѣснуется и шалуетъ, а егда пойду къ старцу посидѣть въ ево тем¬
ницу, а Кирила положу на лавке, и не велю вставать ему, и благословлю
его. И докамѣстъ у старца сижу, лежитъ, а не встанетъ, за молитвъ стар-
цовыхъ Богомъ привязанъ,—лежа бѣснуется. А въ головахъ у него образы,
и книги, и хлѣбъ, и квасъ,- и прочая, а ничево безъ меня не тронетъ.
Какъ пріиду, такъ встанетъ, и дьяволъ мнѣ досаждая, блудить заставли-
ваетъ. Я закричю, такъ и сядетъ. Егда стряпаю, въ то время есть проситъ
и украсть тщится до времени обѣда; а егда предъ обѣдомъ Отче нашъ
проговорю и ястіе благословлю, такъ тово брашна и не есть, — неблаго-
словеннова проситъ. И я ему напехаю силою въ-ротъ: гакъ и плачетъ и
глотаетъ. И какъ рыбою покормлю, такъ бѣсъ въ немъ вздивіячится, а Оідііігесі Ьу Соодіе