Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
102 вонъ Оолшое сказалъ, и благословенія себѣ, и царице и дѣтямъ прося,
молитце о себѣ ириказалъ. 'Гаже опять васъ въ Москву свезли на Николь¬
ское подворье и взяли о правовѣріи еще скаски у васъ, потомъ многажды
ко мнѣ присланы были Артемонъ и'Дементей — ближніе его и говорили
царевымъ глаголомъ: протопопъ, вѣдаю де я твое чистое, и непорочное, и
богоподражательное житіе, прошу де благословенія твоего съ царицею и
дѣтьми,—іюмолися о насъ! Кланяючисн, посланникъ говорить. Я су и
нынѣ но немъ тужу: силно мнѣ ево жаль. И паки онъ же: пожалуй де,
послушай меня: соединись съ вселенскими тѣми, хотя чемъ неболшимъ! И
я говорю: аще мнѣ и умереть, со отступниками не соединюсь! Ты реку.
царь мой; а имъ какое дѣло до тебя. Потеряли, реку, своево царя латыши
безвѣріемъ своимъ, да и тебя сюды пріехали проглотить! Не сведу рукъ
съ высоты, дондеже отдастъ тебя мнѣ Богъ. И много тѣхъ присылокъ
было. Говорено кое о чемъ не мало. День судный явитъ, послѣднее слово
реклъ, гдѣ ты ни будетъ, не забывай насъ въ молитвахъ своихъ! Я п
нынѣ, грѣшный, елико могу молюся о немъ, аще и мучить мя, но царь
бо то есть; бывало время и впрямь добръ до насъ бывалъ. До Никона
злодѣя, прежде мору х Казанской пришедъ, у руки мы были, лицами
насъ дѣлилъ, и сынъ мой Иванъ маленекъ еще былъ и не прилучался
подле меня, а онъ, государь, знаетъ гораздо ево, послалъ брата моего
роднова сыскивать робенка, а самъ долго стоя ждалъ, докамѣстъ братъ
на улйце робенька сыскалъ; руку ему даетъ целовать, и робенокъ глупъ,
не смыслитъ, видитъ, что не попъ—такъ не хочетъ целовать; и государь
самъ руку губамъ робенка принесъ, два яйца ему далъ и погладилъ по
голове. Ино су и сіе намъ надобе не забывать, не отъ царя намъ мука
сія, но грѣхъ ради нашихъ, отъ Бога дьяволу попущеніе озлобитн насъ,
даже искусяся нынѣ вѣчнаго искушенія уйдемъ. Слава Богу о всемъ. Таже братію, Лазаря и старца казня, вырѣзавъ языки, а меня и Ни¬
кифора протопопа не казня, сослали насъ въ Пустозерье, а двоихъ сы¬
новъ моихъ—Ивана и Прокопья оставили на Москвѣ за поруками, и онѣ
бѣдные мучадись годы с три, уклонялся от смерти властелннскова навѣта:
гдѣ день, гдѣ ночь, никто держать несмѣетъ, н кое какъ на Мезень к
матери прибрели.—не пожили и з годъ, ано и въ землю попали. Да пу¬
скай! лутче пустые бродни, чемъ по улицамъ бродить. Я безпрестанно
Бога о томъ молю: Господи, аще хотимъ, аще и не хотимъ, спаси насъ!
И Господь и промышляетъ о нашемъ спасеніи номаленку; пускай потер¬
пимъ токо (8іс!), а то пригодится нѣвкую иору; тогда слюбится, какъ
время будетъ. . Азъ же изъ Пустозера послалъ къ царю два посланія. — одно неве¬
лико, а другое бодше; говорилъ кое о чемъ ему много, въ посланіи ему
сказалъ и богознаменія показанная мнѣ не въ одно время, тамо чтый, да
разумѣетъ. Еще же отъ меня п от братьи дьяконово снисканіе иосл&но
въ Москву правовѣрнымъ гостинца: книга—«отвѣть православныхъ», и ОідШгесІ Ьу Соодіе