Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
вославіи также и Ѳеофанъ, патр. іерусалимскій, говоря царю Ми¬
хаилу Ѳеодоровичу и патр. Филарету: «зрѣхъ на востоцѣ и на по¬
лудни святымъ Божіимъ церквамъ запустѣніе и православнымъ
Христіаномъ святого греческаго закона великое насиліе и погуб-
леніе, и утѣшеніе ниоткуда нѣсть, точію слухъ благочестиваго хри¬
стіанскаго царя, яко ты единъ на вселеннѣй владыка и блюсти¬
тель непорочныя вѣры Христовой»а1). Отрицательный взглядъ москвичей на грековъ нашелъ для себя
самое полное и яркое выраженіе въ преніяхъ съ греками Арсе¬
нія Суханова, который между прочимъ развивалъ такую мысль:
«Послушайте, былъ у Бога возлюбленный родъ Израиль и егда
Бога не позна, и Господь Богъ ихъ отверже и предаде ихъ въ за¬
пустѣніе. Вмѣсто Израиля Богъ принялъ васъ, грековъ и прочихъ
вѣрующихъ, и церкви жидовскія разорены и вмѣсто нихъ созда¬
ны церкви христіанскія, и отъ того времени и вы, греки, разгор-
дѣстеся надъ многими и называетеся всѣмъ источникомъ въ вѣрѣ,
и за то ваше высокоуміе, видите, и васъ Богъ отринулъ и цар¬
ство ваше предалъ Богъ басурманомъ и васъ всѣхъ въ неволю,
и дѣтей вашихъ емлютъ неволею въ янычары и многихъ басур-
манятъ, и церкви ваши мечетьми учинены, и женъ вашихъ басур-
маны за себя емлютъ, и посемъ какъ вамъ быти. намъ учителями
и источникомъ? У басурмановъ живете подъ началомъ и сами себя
просвѣтитъ не можете, будучи вамъ у темной власти подъ нача¬
ломъ,* и пустою гордостью называетеся всѣмъ источникомъ, но
прошу васъ, скажите мнѣ, кого вы своимъ источникъ напоисте
и ученіемъ просвѣтили. Мощно видѣти, мало вы не все обасур¬
манились, возлѣ поганства живучи, и церкви ваши шжечетены,
и просто молвить, только слѣдъ знать, что было у васъ христі¬
анство да миновалось»39). Но рядомъ съ этими отрицательными взглядами на малорос¬
совъ и грековъ, въ Москву постепенно, съ одобренія правитель¬
ственныхъ круговъ, проникаетъ другое къ нимъ отношеніе и этимъ
облегчается возможность вліянія на москвичей западно-русской
и греческой образованности. Такого рода новое теченіе прежде
всего обнаруживается въ дѣятельности Московскаго печатнаго
двора во время патріаршества Іосифа, такъ какъ издается рядъ 21 2221) Д. А. И. т. Ц, чМ 76. 22) Проскннитарій (Прав. Пал. Общ.), стр. 365—366. Оідііііесі Ьу ѵ^оояіе