Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
__92 _ промолвилъ ему: прости барьтѣ Еремѣй,— правду ты говоритъ. Онъ же
приступи и поклонился отцу. Л мнѣ сказывалъ дощенпка ево кормщикъ,
Григорѣй Телноб тутъ былъ. Зри, не страдалъ-ли Кремѣй ради меня? Паче
же ради Христа, внпмай. Паки на цервое возвратимся; Поехали на войну. Жаль мнѣ стадо Ере-
мѣя! Сталъ Владыкѣ дркучать, чтобъ ево пощадилъ. Ждали ихъ и не бы¬
вали на срокъ. А въ тѣ норы Пашковъ меня къ себѣ и на глаза не пус¬
калъ! Во единъ отъ дней учредилъ застѣнокъ и огонь росклалъ — хочетъ
меня пытать. Я, свѣдавъ, ко исходу души п молитвы проговорилъ: вѣдаю
стряпанье ево—послѣ огня тово мало у него живутъ. А самъ жду но себя
и, сидя, женѣ плачющей и дѣтямъ говорю: воля Господия да будетъ! Аще
живемъ, Господеви живемъ; аще умираемъ, Госнодеви умираемъ. А се и
бегутъ по меня два палача. Чюдно! Еремѣй самъ другъ дорошкою идетъ
мимо избы моея. И ихъ вскликалъ и воротилъ, Пашковъ же, оставя за¬
стѣнокъ, къ сыну своему съ кручины, яко пьяной пришелъ. Таже Еремѣй
со отцомъ своимъ, поклоняся, вся подрббну росказалъ: какъ безъ остатку
войско побили у него, и какъ его увелъ иноземецъ пустымъ мѣстомъ ра-
ненова отъ мунгальскихъ людей, и какъ по каменнымъ горамъ въ лесу
седмь дней блудилъ, нс ядше, — одну бѣлку сьелъ, — и какъ моимъ обра¬
зомъ человѣкъ ему явился, во снѣ благословилъ, и путь указалъ, въ ко¬
торую сторону итти. Онъ же, вскочя, обрадовался и выбрелъ на путь. Егда
отцу разсказываетъ, а я въ то время пришелъ поклонился имъ. Пашковъ
же, возведъ очи свои на меня, вздохня, говоритъ: такъ-то ты дѣлаешь! лю¬
дей тѣхъ столько погубилъ! А Еремѣй мнѣ говоритъ: батюшко! поди, госу¬
дарь, домой! И я пошелъ. Десять лѣтъ онъ меня мучилъ, или я ево—Богъ разберетъ. Перемѣна
ему пришла, и мнѣ грамота пришла: велѣно ехать на Русь. Онъ поехалъ,
а меня не взялъ съ собою, умышлялъ во умѣ, чаялъ, меня безъ него и не
вынесетъ Богъ, а се и самъ я убоялся съ нимъ плыть на поѣздѣ; гово¬
рилъ—здѣсь де земля не взяла, на дороге де вода у меня приберетъ; съ
среди моря бы велѣлъ съ судна пехиуть, а сказалъ бы, бытто самъ вва¬
лился; того ради и самъ я съ нимъ не порадѣлъ; онъ въ дощеиикахъ по¬
плылъ съ людьми и съ ружьемъ, а я мѣсяцъ спустя послѣ ево набралъ ста¬
рыхъ, и раненыхъ и больныхъ, кои тамъ негодны, человѣкъ з десятокъ,
да я съ семьею— семнатцсть человѣкъ, въ лотку сѣдше, уповая на Христа
п крестъ иоставя на носу, поехали ничего не боясь; а во иную нору и боя*
лись, человѣцы бо есмы, да гдѣ же стало дѣтца. Однако смерть бывало то
и на Павла аиостола; самъ о себѣ свидѣтельствуетъ сице: «внутрь убо
страхъ, а внѣ убо боязнь», а въ иномъ мѣстѣ: -уже бо де не наДѣяхомгя
н живи быти, но Господь избавилъ мя есть п избавляетъ». Такъ то и наша
бѣдность: аще не Господь иомогалъ бы, въ малѣ, вселпся бы во адъ душа
моя. И Давидъ глаголетъ: яко аще не бы Госиодь въ насъ, внегда востатн
человѣкомъ на ны, убо живы пожерлп быша насъ, но Господь всяко изба- ОідііігесІ Ьу