Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
85 ' призирающаго въ бездны, Его же трепещутъ небо и земля со человѣки и
вся тварь,—токмо ты единъ презираешь и неудобство къ нему іюказуешъ. И ирочая тамъ многонько писано. Л сс бегутъ человѣкъ съ пятьдесятъ, и
взяли мой доіценпкъ и иомчалп къ нему,—версты съ трп отъ него стоялъ. Я казакомъ каши съ масломъ наварилъ, да кормлю ихъ и оиы, бѣдные,
ядягь и дрожатъ, а иные плачутъ, глядя на меня, жалѣя по мнѣ. Егда
доіценпкъ привели, взялп меня палачи, привели предъ него. Онъ же и
стоитъ и дрожитъ, шпагою подпершись. Началъ мнѣ говорить: попъ ли
ты, али распопъ? Н я отвѣщалъ: азъ есмь Аввакумъ протопопъ; что тебѣ
дѣло до меня? Онъ же, рыкнувъ, аки дивіб звѣрь и ударилъ меня по щокѣ
н паки по другой, н въ голову еще; п збилъ меня съ ногъ, ухватилъ у
слуги своего чеканъ и трижды но спинѣ лежачева зашибъ, и разболокпш,
по той же спинѣ семьдесятъ два удара кнутомъ. Палачъ біетъ, а я говорю:
Господи Іеусе Христе, Сыпе Божій, помогай мнѣ. Да тожь говорю,—такъ
ему горко, что не говорю: пощади! Ко всякому удару, Господи Ісусе Хри¬
сте, Сынъ Божій, помогай мнѣ. Да о срединѣ той вскричалъ я: полно бить
тово! Такъ онъ велѣлъ перестать, и я иромолвилъ ему: за что ты меня
бьешь? Вѣдаешь ли? И онъ паки велѣлъ бить по бокамъ. Спустили. Я за¬
дрожалъ, да и упалъ. И онъ велѣлъ въ казенной дощеникъ оттащить.
Сковали руки и ноги и кинули на беть. Осень была: дождь на меня шелъ и въ побои и въ нощь. Бакъ били,
такъ не болно было съ молитвою тою, а лежа на умъ взбрело: за что ты, ’
Сыне Божій, попустилъ таково болно убить тово меня? Я веть за вдовы
твои сталъ! Кто дастъ судію между мною и тобою? Когда воровалъ, и ты
меня такъ не оскорблялъ, а нынѣ не вѣмъ, что согрѣшилъ! Бытто добрый
человѣкъ! Другой фарисей, погибельный сынъ, съ г...ною рожею правед¬
никомъ себя наменилъ, да со Владыкою, что Іевъ непорочной на судъ, да
Іевъ хотя бъ и грѣшенъ, пно нельзя на него иодивить: внѣ закона живый,
писанія не разумѣлъ, въ варварской землѣ живя; аще и того же рода
Авраамля, но поганова колѣна. Внимай: Исаакъ Авраамовичъ роди сквер-
нова Исава, Исавъ роди Рагуила, Рагуплъ роди Зара, Зара же праведнаго
Іева—вотъ смотри у ково Іеву добру научитца. Вси прадѣды идолопоклон¬
ники и блудники были, но отъ твари Бога уразумѣвъ, живъ праведный
непорочно; и въ язвѣ лежа изнесе глаголъ отъ недоразумѣнія п простоты
сердца: изведый мя изъ чрева матеро моея, кто дастъ судію между мною и
Тобою, яко тако наказуеши мя; ни азъ презрѣхъ сироты и вдовицы, отъ
острига овецъ моихъ плещи нищихъ одѣвахуся, и енпде Богъ къ нему и
прочая. А я таковая же дерзнухъ отъ коего разума? родился въ церквѣ,
на законѣ почиваю, писаніемъ ветхаго іі новаго закона огражденъ, вождя
себя помышляю бытп слѣпымъ, а самъ ослѣпъ извнутрп; какъ доще-
никъ-огь не погрязъ со мною! Стало у меня въ тѣ поры кости тс щемить, жилы тс тянуть, и сердце
зашлось, а и умирать сталъ. Воды мнѣ въ ротъ плеснули: такъ вздохнулъ, Оідііігесі Ьу