Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
23 и на другихъ очень долго держался у насъ, отчасти поддерживав¬
шійся правительствомъ, но особенно распространенный въ обще¬
ствѣ, взглядъ, что они не тверды въ своемъ православіи. ГІо отно¬
шенію къ малороссамъ особенною подозрительностью отличалось
время патріарха Филарета, который изъ личныхъ наблюденій въ
польскомъ плѣну надъ бытомъ западноруссовъ пришелъ къ край¬
не отрицательному на нихъ взгляду, и свое недовѣріе къ нимъ
осуществлялъ въ цѣломъ рядѣ мѣръ, (запрещеніе литовской пе¬
чати книгъ, испытаніе приходящихъ изъ Бѣлоруссіи), направлен¬
ныхъ противъ вторженія къ намъ разныхъ неправославныхъ уче¬
ній иэъ Западной Россіи. Послѣ смерти Филарета Никитича, въ
кратковременное правленіе патріарха Іоасафа I, отношенія церков¬
ной. власти въ кіевлянамъ смягчаются, но въ обществѣ, подъ
вліяніемъ нѣкоторыхъ не отмѣненныхъ постановленій Филарета,
всетаки сохраняется недовѣріе къ православію южноруссовъ,
удерживающееся и впослѣдствіи. Подозрительное отношеніе въ грекамъ вызвано было Флорен¬
тійской уніей и паденіемъ Константинополя, въ которомъ видѣ¬
ли наказаніе Божіе за отступничество. Прежде всего это вырази- •
лось въ преніяхъ съ преподобнымъ Евфросиномъ Псковскимъ,
противники котораго объясняли, что греки сотъ истины сверну-
лися и печать антихристову на челѣ и десницѣ пріяша». Посла¬
нія старца Ёдеазарова монастыря, Филооея, установивъ теорію о
Москвѣ—третьемъ Римѣ, еще болѣе укрѣпили убѣжденіе въ не¬
православіи грековъ и въ исключительномъ положеніи Москвы,
какъ хранительницы чистой Христовой вѣры. Отрицательный взглядъ на грековъ поддерживался въ значи¬
тельной мѣрѣ поведеніемъ тѣхъ грековъ, которые довольно часто
являлись въ Москву по торговымъ или церковнымъ дѣдамъ. Гре¬
ки торговцы, приходя на Русь, обижали русскихъ, прибѣгали но
всевозможнымъ мошенничествамъ, продавали напр. стеклянныя
поддѣлки вмѣсто драгоцѣнныхъ камней и жемчуга1Б). Нисколько
не лулше были и духовныя лица, приходившія за подаяніемъ.
Очень часто это бывали самозванцы. Крижаничъ разсказываетъ
объ одномъ такомъ самозванцѣ, Софроніи, который силою застав¬
лялъ его сочинить подложную грамоту отъ Цареградскаго патрі¬
арха 1в). Крижаничъ замѣчательно ярко характеризуетъ дѣйствія 1414) Крижаничъ. Пусск, госуд. въ XVII ст. т. II, стр. 190. 1в> ІЪнІ, стр. 191. Оідііігесі Ьу