Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
(Сущее) (ст. 18—1!)). И облечетъ я во броня правды и возложитъ
шлемъ, судъ не лицемѣренъ, и пріимъ щитъ непобѣдимъ, преподобіе. (Толкъ). Впждь, слышателю, каковоо оружіе имѣютъ нраведйіи, еже
есть правду, нслицѣмѣріе, преподобіе; Христосъ, надежа наша, прошвъ
ратниковъ видимыхъ и невидимыхъ облагаетъ, яко въ латы, въ правду и
возлагаетъ на главу, яко шоломъ, нслицѣмѣріе всаждаетъ въ душу вра-
ведничю. Онъ же, нрінмъ отъ Господа, яко щитъ, прсподобѣство, еже есть
достоинство, службы его Господни воюетъ, подвизался на враги, воеводу
имѣя у себя Христа и Пречистую Богородицу помощницу. Сечстъ') милень¬
кой на всѣ стороны, никто его не побѣдитъ, силенъ словомъ и дѣломъ предъ
Богомъ и всѣми людми. О миленькая ты правда! Надобна ты мнѣ, бѣдному
горюну. (Сущее), (ст. 20). Поостритъ же напрасенъ гнѣвъ во оружіи и снобо-
ретъ съ нимъ миръ на безумныя. (Толкъ). Гневливи нраведиики2) на неправду и зело не терпятъ видети
и слышатн ея; разжигаются остротою на неправду, ни мало не молча обли¬
чаютъ и изгоняютъ отъ безумныхъ человѣкъ дерзновеніемъ своимъ и рев¬
ностію, яже но Христѣ. (Сущее) (ст. 21 —22). И пойдутъ праволучнѣ стрѣлы молненны, яко
отъ блага кругла лука облаковъ на намѣрѣніелетятъ и о пращь каменныхъ,
ярости иснолнь. (Толкъ). Виждь, ираведники те какъ ходятъ,— яко стрела изъ лука въ
примѣту3) летитъ, или же яко пращь каменной, ярости псиолнь, убивая
дьявола и козни его. Яко Давидъ Голіада каменемъ изъ ременя ушибъ, тако
и праведникъ гордаго дьявола и сосуды его, енрѣчь лукавыхъ человѣкъ,
ревностію по Христѣ шествуя, яко стрѣла на намереиіе ея, убиваетъ въ
нихъ лукавую всякую кознь; да и въ будущемъ онъ же полетитъ, яко стрѣла,
молніеносенъ но облакомъ на встретеніе небеснаго царя Христа. * (Сущее) (ст. 22). Падутъ грады, вознегодуетъ на нихъ вода морская,
рѣки же потекутъ жесточае. (Толк?/). Глаголетъ: падутъ грады-—отъ Бога отступятъ люди; а воз¬
негодуетъ вода морская—грѣшные праведныхъ изгоняютъ; рѣки же поте¬
кутъ жесточас—ежеестыіраведники пуще ихъ воровство обличаютъ; грѣш¬
ники праведниковъ мучатъ, а онѣ болшп ихъ обличаютъ, не молчатъ, не
боясь *) стрсляють ихъ праведными словесы своими мѣтко; не обмсшулится
ираведникъ от,- ужъ какъ пуститъ слово-то свое о Христѣ на собаку ші-
коніянина, тотъ часъ ненравду-ту въ еретикѣ то заколетъ. (Сущее) (ст. 23—24). Оонротивъ станетъ имъ духъ силы и яко вихорь ') Отсюда и до словъ: «Слышите, царіе, и кііязн и судіи эемстіи, и внушите, на
Б&житсся...» напечатано въ Мат. т. VIII, стр. 64—66. *) Въ Мат.: гнѣвливъ праведникъ. *) Въ Мат. этого слова нѣтъ. *) Мат.: «не молчать небось». Оідііігесі Ьу Ьоояіе