Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
ч - V-' ’■ Ч'- ,*Ѵ- $Ѵ'.- у.-. Ч ;‘
V' , ^ - >« ■' ѴѴ *' * V ' Ь' У‘ \ V 38 и милостивъ покажется, а какъ уже воцарится, такъгвозглаголетъ прегор¬
дая на Бога богомъ. Возми да понеси, какъ и нынѣ бояря сво творятъ. Насъ
же да избавитъ Богъ отъ прелести сея, о Христѣ Ісусѣ, Господѣ нашемъ. N1 15. О сложеніи перстъ1). Всякому убо иравовѣрну подобаетъ крѣпко персты въ рукѣ слагая дер-
жати и крестигися, а.не дряхлою рукою знаменатося с нерадѣніемъ и
бѣсовъ тѣшить, но подобаетъ на главу, и на брюхо и на плеча класть ру¬
ка с молитвою, еже бы тѣло слышало, и умомъ внимая о сихъ тайнахъ
крестися; тайны тайнамъ в руке персты образуютъ. Сице разумѣй, по
преданію святыхъ отецъ подобаетъ сложити три нерсты: великіи, и мизи¬
нецъ и третій подлѣ мизиннаго, всѣхъ трехъ концы вкупѣ, — се являетъ
трииіюстасное божество Отца и Сына и Святаго Духа. Таже указательный
и великосредніи два сія сложити и единъ от двухъ великосредніи мало
наклонити, — се являетъ Христово смотреніе. Божества и человѣчества;
таже вознести на главу являетъ умъ нерожденный: Отецъ роди Сына пре¬
вѣчнаго Бога, преже вѣкъ вѣчьныхъ; таже на пупъ положите — являетъ
воплощеніе Христа Сына Божія от святыя Богоотроковицы Маріи; таже
вознести на правое плечо—являетъ Христово вознесеніе и о десную Отца
сѣдѣніе и праведныхъ стояніе; таже на лѣвое плечо положить являетъ
грѣшныхъ от праведнымъ отлученіе и в муки прогнаніе к вѣчное осужде¬
ніе. Тако научиша насъ персты слагати снятіи отцы: Мелетін, архіепи¬
скопъ Антіохійскій, и Феодоритъ блаженный, епископъ* Киринейскій, и
Петръ Дамаскинъ, и Максимъ Грекъ. Писано о семъ во многихъ книгахъ:
во Псалтыряхъ, и въ «Кириловѣ» и «о вѣрѣ» въ книгѣ, и въ Максимовѣ
книгѣ, и Петра Дамаскина въ книгѣ, и в житье Мелетіевѣ; вездѣ единако
снятіи о тайнѣ сей но вышереченному толкуютъ. И ты правовѣрно, нази¬
дая себя страхомъ Госиоднпмъ, иерекрестяся и надъ, поклонися главою в ъ
землю (се являетъ Адамово паденіе, егда же восклонисся—се являетъ Хри¬
стовымъ смотреніемъ всѣхъ насъ востаніе). Глаголи молите у, сокрушая
свое сердце: Господи Ісусе Христе, Сыне Божіи, помилуй мя грѣшнаго.
Таже твори но уставу и метаніе на колѣну, какъ церковь прежде держала:
опирайся руками и колѣньми, а главу до земли не доводи—такъ Никонъ
Черныя Горы игуменъ повелѣваетъ в своей книгѣ творите метанія; вся¬
кому своя плоть пометати нред Богомъ подобаетъ без лѣности и без гг>(>-
дыни — во церкви и в дому и на всякомъ мѣстѣ. Изряднѣ еже в веди кіи
постъ томимъ плоть своя по уставу, да не воюетъ ны духъ, въ праздники
же и в суботы и: в недѣли просто молимся стояще, поклоны но уставу тво¬
римъ поясные и в церкви и в келье изравняюще главу противъ нояса, но- Ч Рук. Казанской духовной академіи, Лі 1679 (109 \ л. 88 -93. ОідШіесІ Ьу ѵ^ооше