Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
37 А) А еже глаголете о Никонѣ, бывшемъ патріархѣ, иже святую церковь
разодра, и разврати и симъ расколомъ всю святорусскую землю возмути,
рождшася его от нечистыя дѣвки татарки, и сего ради мните его самого ан¬
тихриста быти,—ни, братіе, ни! Аіце и тако суть рождься, о Семъ извѣстно
не вѣмъ азъ самъ, но подобаетъ и о вразѣ правду свидѣтельствовати. Та-
тарове не Данова племени и колѣна суть, но отъ Агары суть пошли п отъ
сына ея Измаила, его же роди Авраамъ отъ сея Агары рабыни своея, и сего
ради татарове словутъ агаряне и измаильтяне. А антихристъ будетъ отъ
жидовскаго колѣна Данова, его же роди Ілковъ Израиль отъ Валлы, рабы¬
ни Рахилины, и отъ сего колѣна Данова антихристъ будетъ, а пе отъ та¬
тарски рода. А антихристъ будетъ царь, а не патріархъ. Испытайте писанія
съ великимъ опаствомъ, прочитайте съ разумомъ и со вниманіемъ прилѣж-
нымъ, да не прельщени будете отъ лжесловесниковъ и бабьихъ басней; ибо
велія бѣда отъ невѣдѣнія святыхъ писаніихъ (яіс) рождается: отъ сего и
ереси вен, отъ сего и расколы церковныя, и мятежи, и брани и пагубы ду¬
шевныя. Не увѣдѣша бо, ниже разумѣша, во тмѣ ходятъ. А что люди-те называютъ Никона послѣднимъ антихристомъ, плюнь
бартѣ (яіс). Какой послѣдней такой блудяга, блядивый сынъ, бабоблудишка!
Послѣднеетъ не на тѣхъ саняхъ поѣдетъ, но постенъ будетъ и милостивъ,
а сія брюханы блудодѣи жрутъ и блудятъ, сколько хотятъ. Послѣднеетъ
су-всперва чистоту возлюбитъ. Помнишь, Кипріяна подле себя посадилъ и '
говоритъ ему: «блаженъ ееи, Кипріане, яко чистоты ради и дѣвства твоего
вторый еси АмвріЙ». Знаешь-ли Амврія-тово? А то Моисею что противилпся
Анній и АмвріЙ, живы во адѣ, не умирывали; у фараона-тово египетцкаго не
ходили онѣ за бабами, одно знали, чары творили и волхвованія. А Ки-
иріянъ-отъ свѣтъ не зналъ, чаялъ яко Бога діавола-тово,докамѣсгьІустина
ево дѣвица научила, служилъ ему въ правду ио простосердію. И ты себѣ
смечай: и діаволъ*отъ любитъ чистоту, и автихристъ-отъ все его дѣйство
воспріялъ, аще и человѣкъ грѣха будетъ, сынъ погибели, человѣкъ, а пре¬
исполненъ льсти и лукавства. Всяко потщится отъ Бога людей тѣхъ отве¬
сти и под дьявола подклони ги, да дастъ ему дьяволъ силу свою п мочь чуде¬
са творить мрачная, не истинная, во обманъ. И кто поклонится ему, той не
уразумѣетъ силы кознямъ его, затмится въ умѣ его; а иже кго оі^> сердца
любитъ Сына Божія Христа, той вся разумѣетъ кознованія его и лесть, не
глядитъ на прелесть его, одно знаетъ, вѣру по писанію держитъ. А то су у
него будетъ догадокъ-тѣхъ не с Никоново. Ни! Говоришь единороднаго исно
вѣдаетъ, а тотъ самъ назовется: «я отъ небесъ пришелъ по писанію сна¬
сти люди вся, я Сынъ Божій, и нѣсть иного Бога развѣ мене; воруйте въ
мл». Да чюдо сотворитъ. А миръ-отъ слѣпой и з женами и з дѣтми: «ты еси
Богъ нашъ, и нѣсть Бога развѣ тебѣ; о тебѣ Моисей рече, ты еси истинный
Мессія, царь Израилевъ». Обманщикъ лютой будетъ: пснерва-тово смиренъ ^ Отсюда до конца сравни выше, № 10. ч Оідііігесі Ьу