Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
ЗВ закона Моисеова, безъ милосердія умираетъ при двою или тріехъ свидѣ-
телехъ; колицей же мнится сиодобитися муцѣ горшей, иже Сына Божія
иоправый, и кровь завѣтную скверну возмнѣвъ, в нейже освятися, и духъ
благодати укоривъ. Вѣмъ бо рекшаго: Мнѣ отмщеніе, Азъ воздамъ, глаго¬
летъ Господь; страшно есть внасти въ руцѣ Бога жива. Слышалъ ли сіе страшное прещеніе, о Іюдею новый? И что шарпаспшся
со Христомъ Ісусомъ, низлагая благодать и воставляя ветхая? Яко древ¬
ній Іуліянъ царь покушаешися низложити Христовъ крестъ трисоставный
п сѣнь законную, четвероконсчный крестъ почитавши паче истины, иачежс
рещи не сѣнь, но крыжъ латынскій, умыслъ діявольскій. Аще вещь п та¬
кова же образомъ, якову церковь держитъ на ризахъ н пеленахъ, но разнь-
ство всліе, и заблуЖеніе въ вашемъ разумѣ. ІІріимете без зазора промыслъ
и о костелѣ томъ, яко Іуліянъ царь о святая святыхъ. Пріиде ваша година
и область темная, даже той же огнь искочигь л пожжетъ ваша душа іі
тѣлеса, яко и при Уліяне отступнпце на отцы ваши, на жидовы. Видите ли, не менше днесь тогдашнева наказанія за извращеніе вѣры
православныя? Сначала бляди сея нововводныя погуба была всемирная при
нашемъ зрѣніи: моромъ во всю землю рускую во 162 и третьемъ году во
градѣхъ и селѣхъ пусто здѣладъ Богъ, таже кровопролитіе нолскимп, таже
междоусобіе с Разинымъ; и иныхъ пагубъ нѣсть времени исчести уму моему:
по се число, яко звѣздъ небесныхъ и яко каплей дождевыхъ, толпко пало
главъ человѣческихъ. Еще же за ваши нрилоги колика зла въ Руси нашей
учннишася: пожары и иныя без числа гнѣвы, и трепетъ, и ужасъ, ожи¬
дающе кончины и с прплогами своими, далече отъ Бога отриновенп быша,
яко изверги, понеже приступили к римскому костелу и къ Фармосову пре¬
данію римскаго папы. Такой же былъ воръ церковной, что и Никонъ пре-
лагатай: весь западъ обольстилъ, тремя персты крестптися научилъ и
прочія догматы развратилъ также. Адовы псы, однаки ходатаи пагубѣ
вѣчной гибнущими, яко кабальными, обладали; что они велятъ, то и тво¬
рятъ: «такѣ де намъ государи натреархи указали, на нихъ де Богъ по¬
ложилъ то дѣло». А которой Богъ? скажитко, простолюдинъ, развѣ богъ
тмы сего ослѣпилъ сердца вашй, еже не возсіяти вамъ истинны п правды?
Прозри, безумне! Болишь слѣпотою неразумія! Преданіе вѣры не отъ чело¬
вѣкъ, но отъ Іеуса Христа, Сына Божія и отъ Святаго Параклита, и рѣчь
осѣненіемъ Святаго Духа глаголаша Божіи святіи человѣцы, свндѣтедь-
ствовавше истинну, не чревобожники, ни блудодѣи и не піяницы, нс убійцы
и не сребролюбцы, но равноангельно живущій въ постѣ и молитвѣ со слеза¬
ми, любящей правду,—таковыми дѣйствоваше благодать Духа Святаго. Али ты чаешь, потому святы нынѣшнія законоіюложники власти, что
брюха-те у нихъ толсты, что у коровъ; да о небесныхъ тайнахъ не смыс¬
лятъ, понеже живутъ но скотски и ко всякому беззаконію нолзски. Илп
на то глядишь, что они воздыхаютъ? Не гляди на вздохи-те ихъ? Возды-*
хаетъ черпецъ, что долго во власти не поставятъ, а какъ докупптся вс 8