Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
19 _ Нижегородскаго воеводы, Ѳедора Шереметева, тѣмъ болѣе, что
Іоаннъ иногда всенародно выступалъ сѣ обличеніемъ воеводы,
который былъ «жестокъ и суровъ зѣло и мздоимецъ». .Шере¬
метевъ приказалъ привести Іоанна «на судище и жезліемъ его
бити», а затѣмъ посадить въ темницу и наложить «на выю и
нозѣ его узы желѣзныя». Заступничество патр. Филарета спасло
Неронова отъ дальнѣйшихъ преслѣдованій, онъ былъ выпущенъ
изъ темницы и продолжалъ свою проповѣдническую дѣятельность
въ Нижнемъ Новгородѣ, причемъ ему не одинъ разъ еще приш¬
лось сталкиваться съ разными лицами въ ревностномъ испол¬
неніи своихъ обязанностей, какъ онъ ихъ понималъ. . По восшествіи на престолъ царя Алексѣя Михаиловича, Сте¬
фанъ Вонифатьевъ, достигнувъ своего вліятельнаго положенія,
перевелъ Неронова, какъ человѣка, очень свѣдущаго въ Боже¬
ственномъ писаніи и словомъ и дѣломъ доказавшаго свою за¬
боту объ устраненіи разныхъ недостатковъ религіозно-нравствен¬
ной жизни своей паствы, изъ Нижняго Новгорода въ Москву
и назначилъ его протопопомъ церкви Казанской Богородицы на
Красной площади, «того ради, яко та церковь посреди торжища
стоитъ и много народа по вся дни непрестанно въ ней бываетъ,
да слышащѳ его ученіе сладкое, нарбдъ отвратятъ сердца своя
отъ злыхъ и навыкнутъ добрыхъ дѣлъ». Переселившись въ
Москву, Нероновъ съ такимъ же успѣхомъ, какъ и въ Нижнемъ
Новгородѣ, продолжаетъ свое проповѣдничество и, какъ одинъ
изъ ближайшихъ сотрудниковъ Стефана Вонифатьева и потому
лицо очень авторитетное, принимаетъ дѣятельное участіе въ ра¬
зличныхъ церковныхъ мѣропріятіяхъ, направленцыхъ къ улучше¬
нію религіозно-нравственнаго состоянія русскаго общества7). Къ этимъ двумъ лицамъ вскорѣ присоединяются и другіе
ревнители. Мы уже говорили объ отношеніи къ нимъ за это время
протопопа Аввакума, который и въ Лопатицахъ, и въ Юрьѳвцѣ
Поволгскомъ, и въ Москвѣ дѣйствуетъ по той же программѣ, *)*) Свѣдѣнія о Нѳроновѣ сообщаются на основаніи его «Житія», помѣщен¬
наго въ Мат. I, стр. 243—305. Источникъ этотъ достаточно тенденціозный,
имѣющій цѣлью представить Неронова святымъ,—поэтому, конечно, далеко не
всѣмъ его показаніяі|ъ можно довѣрять. Хорошая біографія Неронова .была
напечатана Харламовымъ въ Др. н Нов. Россіи, 1881 г., № 1. Недурная кри¬
тическая провѣрка извѣстій «Житія» Неронова имѣется въ очеркѣ г. Клипу-
новскаго (Кіев. Унив. Изв. 1886 г.). 2« Оідііііесі Ьу Соодіе