Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
29 изволь о Господѣ 8). Згорять су всѣ о Христѣ Ісусѣ, а васъ собакъ не по¬
слушаютъ. Да п надобѣ такъ правовѣрнымъ всѣмъ; то наша и похвала,
что за Христа и за святыхъ апостолъ и святыхъ отецъ, до во ономъ буду¬
щемъ вѣцѣ жить будемъ съ ними во вѣки. Что ты задумался? Не задумы¬
вайся, нс размышляй много, пойди въ огонь,—Богъ благословит. Добро тѣ
здѣдали, кои въ огонь забѣжали. Мы же разсуждали сами меж собою: ка¬
жется, нс худо онѣ здѣлали, да не осквернятъ ризъ своихъ, еже есть свя¬
таго крещенія, и во огнь себя ринули, якож и оныя жены отъ варварскихъ
рукъ въ воды. Благословенъ буди о нихъ Господи. Вѣчная имъ намять. Пи¬
шетъ Григорій Нероновичъ: отскочи отъ прелести, да снасешися, лучше во
огнѣ згорѣть пли въ водѣ утопитися, неж по новымъ Служебникамъ при-
частитися жертвѣ никоніянской. Мѣсяца октября 4. Святыя мученицы Домнины и двухъ дщерей. Зри
тамъ: мѣсяца марта 22, о мученикахъ, бывшихъ при Троянѣ царѣ и дщери
его Фросидѣ. Зри тамъ: мѣсяца ноября 13 день, святыя мученицы Манеѳы
дѣвицы,—мучена ж бысть и ио многихъ мукахъ освобожена бысть, и мно¬
гія чудеса сотвори, послѣди же въ ражженную пещь сама вниде въ ню,
тако скончася. Мѣсяца августа 1. Святыя мученицы Соломоніи, послѣ му¬
ченія дѣтей своихъ держима и на отданіе чистоты ея соизволяюща, и рече,
иже ноно отъ мучителя пріидоша: «пождите ми, азъ же уряжуся, яко до¬
стоитъ», и отшедъ къ храмину, воздѣвъ къ Богу руцѣ, да сохранитъ чн
стоту ея, моляше и, воспріимшо ножъ, удари сама себя въ перси, въ по¬
слѣдняя словеса, и нритекшу ту мучителю, приказуя: тако христіане но
мнѣ угодны мучителю да явятся, и тако скончася. Книга Библія, Судей
израильскихъ, г. 11, зри тамъ. Писано есть въ житіи святаго мученика
Ареѳы: нѣкая жена воспріять во время мученія ея со младенцемъ 4 лѣтъ,
послѣ сынъ ея самъ въ огонь бросился и згорѣ смертію 4). Нравоученіе. Поученіе послушайте се, чада, да скажу вамъ, что есть
тайна христіанская и какъ жити. Слушай-ко! меня Аввакума протопопа
въ заточеніе сослали въ Сибирь, потомъ въ Дауры. Прочихъ же отецъ и
братій нашихъ безчисленно погуби душъ еретики никоніяня, возми тако¬
выхъ отъ земли: не подобаетъ имъ жити. И оттолѣ и по се время безпре¬
станно жгутъ н вѣшаюсь исповѣдниковъ Христовыхъ. Онѣ миленкіе ради
Нресвѣтлыя, и честныя, и вседѣтсльныя, пронеисчетныя Троица несытно
пущи въ глаза лѣзутъ, слово въ слово яко комары или мушицы. Елико ихъ
болши подавляютъ, тогда болши пищатъ и въ глаза лѣзутъ. Такожъ и
русаки бѣдныя, пускай глупы, ради, мучителя дождались, полками въ огонь
дерзаютъ за Христа Сына Божія Спѣта. Мудры блядины дѣти греки, да съ
варваромъ турскимъ съ одново блюда патріархи кушаютъ раѳленыя курки.
Русачки же миленкіе но такъ, -въ огонь лѣзутъ, а благовѣрія не нреда, *) Мат. для ист. раскола, т. V, стр. 264—265. 4) Сравни съ начала до этого мѣста съ Мат. для ист. раскола, т. VIII, стр. 75—78. ч Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе