Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
_ 38 _ N6 11. Посланіе къ нѣкоему Сергію1)* Тѣло наше безъ души есть калъ, п иен«лъ п прахъ, а вы ужъ другъ
друга гнушаетесь и хлѣба не ядите вмѣстѣ, глупцы, горднтсся другъ дру¬
гомъ, а все одна земля и пепелъ. Ну, да полно тово, живите хорошенько
иново отъ ереси тоя человѣка уведи, Богу работать добро будетъ, а грѣхъ-
отъ тотъ возложи на мою выю, не кайся, что добро здѣлалъ. А иконамъ
святымъ честь воздавай, а не но иодобію написаннымъ тѣмъ нс ругайся,
но просто о'гьиди отъ нихъ плн вели переписать сызнова. Господи Ісусе Христе, Сыне Божій, помилуй насъ, аминь. Псаломъ: по¬
мяну имя Твое во всякомъ родѣ и родѣ, сего ради людіе исиовѣдятся тебѣ
въ вѣкъ и въ. вѣкъ вѣка. Толкъ. Зри, и намъ поминаетъ имя Господне ве¬
ликимъ и малымъ во всякомъ родѣ и родѣ, и апостольски по Христѣ жить.
Да и есть въ нашемъ родѣ; на нихъ зря, людіе исиовѣдятся людіе Богу въ
вѣкъ и въ вѣкъ вѣіса непрестанно. Наипаче же въ нынѣшнее время въ на-,
шей Россіи сами въ огонь идутъ отъ скорби великія, ревнуя ио благочестіи,
яко и древле аностоли; не жалѣютъ себя, но Христа ради и Богородицы въ
смерть идутъ*). Бысть овыхъ еретики иожигаютъ, а иніи распалынеся лю¬
бовію и плакавъ о благовѣріп, не дождався еретическаго осужденія, сани
въ огонь дерзнувше, да цѣло и непорочно соблюдутъ правовѣріе, и сожегше
своя тѣлеса, душа въ руцѣ Божіи предаіпа. Ликовсгвуютъ со Христомъ во
вѣки вѣкомъ, самовольныя мученики, рабы Христовы, вѣчная имъ память
ѣо вѣки вѣкомъ. Добро дѣло содѣяли, чадо Сергій, надобно такъ разсуждать:
мы между собою блажимъ кончину ихъ, аминь. Аввакумъ писалъ свосю
рукою здѣсь. . Брате, брате, дорогое дѣло, что въ огонь посадятъ; помнишь ли, въ Ни¬
жегородскихъ предѣдѣхъ, гдѣ я родяся живалъ, тысячи з двѣ и сами ми¬
ленькіе отъ лукавыхъ тѣхъ духовъ забѣжали въ огонь; разумно онѣздѣ-
лали, тепло себѣ обрѣли, симъ искушеніемъ тамошняго искуса утекли. Да
не всѣмъ то такъ: званой на пиръ ходитъ. А ты, любезный мой, поплачь
преже, нынѣ живучи, да и меня поминай въ молитвахъ своихъ, да н наря-
дися хорошенько въ одежду брачную, яко мученикъ Ѳилиппъ, медвѣдю въ
глаза зашедъ илюнь, такъ онъ н взбѣсится Да изгрызетъ, яко мяконкой
пирожокъ. Ну, а то слава стр&стемъ Твоимъ, Господи. А иже сами ся до¬
жигаютъ, хранятъ цѣло благочестіе, тому ж прилично, яко ис поста уми¬
раютъ, добрѣ творятъ. Зналъ я покойника Доментіяна, простъ былъ чело¬
вѣкъ, но вѣра тепла и несумнѣнна, а конецъ добро сотворилъ, отъ отступ¬
никовъ утекая, сожегся. А иныя ревнители закона суть, уразумѣвше лесть
отступленія, да не погибнутъ злѣ духомъ своимъ, собирающёся во дворы
з женами и дѣтми и сожигахуся огнемъ своею волею. Блаженъ есть сей *) Но рув. И. П. В. О. ХѴН, 37, л. 76-82 об.
а) Мат. для лст. раскола, т. VIII, стр. 28. Оідііігесі Ьу Ьоо^іе