Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
14 % же дѣтца: нужда стала. Аще и старой попъ по новому Служебнику, не пріято.
(Кой проклинаетъ Никонову ересь да за Христа умереть тщится, за старую
вѣру, того духъ не богопротивенъ). Есть пишетъ въ правилѣхъ, не всѣхъ
Духъ Святый рукополагаетъ, но всѣми дѣйствуетъ, кромѣ еретика. И я т<і
помышляю: иной станетъ въ попы-тѣ, а душею о старинѣ-той горитъ, та¬
ковыхъ по нуждѣ пріемлемъ; аще богоборствустъ и старой чортъ, плюнь
на него и съ паками4). А которые люди въ никоніянскіе храмы не ходятъ и съ ними не соеди¬
няются и но молятся, тіи добрѣ творятъ. Не подобаетъ благочестивому съ
нечестивымъ соединятся, но писаному, кая часть вѣрному съ невѣрными,
и кое общеніе свѣту со тмою, и Христу съ веліаромъ, и церкви Божіи се
идолыь). А иже въ православныхъ церквахъ,, гдѣ пѣніе безъ иримѣса внутрь
алтаря и на крылосахъ, и попъ новопоставленъ, о семъ посудить. Аще онъ
попъ проклинаетъ никоніянъ и службу ихъ и всею крѣпостію любитъ ста¬
рину, по нуждѣ настоящаго ради времени, да будетъ попъ. Какъ же міру
быть бес поповъ? Къ тѣмъ церквамъ приходить. Будетъ же попъ и старо-
ноставленъ, блудитъ хотя мало нѣчто, бѣжать отъ него подобаетъ *). А ижъ новопоставленный попъ пріидетъ въ покаяніе, и прокденетъ
ерёсь никоніянскую, и чисто учнетъ хранить старое благочестіе, таковы іі
да глаголетъ: «Благословенъ Богъ*, и возгласъ -Яко Твое есть царство*,
и служитъ вечерню, и утреню, и часы, и молитвы роженицамъ говорить,
и крестить, а литоргпеать ему не повелѣваю: страшно дѣло се и чистыхъ
рукополагаемыхъ. Аще ли ностражетъ отъ мучителей, и кровь свою пзліегг»
за старое благочестіе, .мню, тогда можетъ освятнтися отъ вышняго руко¬
положеніемъ и будетъ оттолѣ попъ совершенъ, ли горгисавъ, и причащаетъ
невозбранно. Прости, чадо, нынѣ еще иервое горе, а во второмъ еще краше тово бу¬
детъ; а таки снасаяйся да спасется: меньше- неть спишъ, да болгае ре¬
ветъ, воставгас ночью. А къ попамъ тѣмъ для чево не хощете иттн къ
православнымъ? Сіе, мнѣ мнится, гордость въ васъ воюетъ: я де и самъ
болши Досифея и прочихъ знаю. Худо, нехорошо такъ; Досифей, слышу,
человѣкъ добрый; аще бы мнѣ возможно, я бы и самъ диторгисалъ съ нимъ. Спаси Богъ чада церковныя, яко онасство ко лжебратіи пмате; пріимстъ
Богъ ваше благоразуміе, но о священствѣ и о причастіи не по разуму мудр¬
ствуете. Глаголете: упражненіе,--не бойтеся, свѣты, п но антихристѣ но
уиразнится тѣло Христово составляемо быти до скончанія вѣіга. Токмо раз¬
смотрятъ поповство то надобно: мнози бо лжеиророцы и лжехриста преобра¬
зуются въ апостолы Христовы, сыны геенны. И вы веть душу разумичну ') Мат. для ист. расы. т. V, стр. 234, пр. 1. 5) Мат. для ист. раск. т. V, стр. 221. •) Мат. для ист. раск. т. V, стр. 221, прнмѣч. 1. Оідііііесі Ьу