Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
318 литься—во вѣкъ не погибнете; а оставите его,—городокъ вашъ
погибнетъ; пескомъ занесетъ; а погибнетъ городокъ, настанетъ
п свѣту конецъ!» Огонь охватилъ казнимыхъ и одинъ изъ нихъ
закричалъ; Аввакумъ наклонился къ нему и сталъ увѣщевать...
Такъ и сгорѣли. Въ Пустозерскѣ за лѣсомъ 'есть площадка: тамъ
крестѣ стоитъ и зовется Аввакумовымъ». Такъ разсказываетъ о казни Аввакума Мельниковъ,—источ¬
ники этого разсказа неизвѣстны: можетъ быть, всѣ эти подроб¬
ности взяты изъ устныхъ раскольническихъ преданій, а пожегъ
быть ихъ надо признать, какъ полагаетъ П. С. Смирновъ, до¬
мысломъ беллетриста. Въ раскольнической повѣсти «О рожденіи,
и воспитаніи, о житіи и кончинѣ патріарха Никона» дата смерти
Аввакума сообщается другая: «въ лѣто 7190-е апрѣля 14 дня, въ
день великаго пятка»10 11 *), хотя въ «Виноградѣ Россійскомъ» дата
га же, что и у Мельниковап). Существуетъ еще одно преданіе
о смерти Аввакума, сообщенное крестьяниномъ Храмцовымъ, со
словъ Пустозерскихъ жителей: «былъ де здѣсь протопопъ Авва¬
кумъ, сосланный за вѣру, и онъ де, Аввакумъ, за твердость
въ вѣрѣ сожженъ на кострѣ, и что когда горѣлъ Аввакумъ, то
въ воздухѣ былъ виденъ голубь; когда его душа улетала на
небо, то голубь парилъ въ воздухѣ. Во время же пытокъ Авва¬
куму была усѣчена рука и она чудесно исцѣлѣла. Въ память
будущаго дня своей кончины Аввакумъ еще при жизни заго¬
товилъ собственными руками крестъ и приказалъ поставить
на извѣстномъ мѣртѣ». Однако, какъ видно изъ надписи на
этомт> крестѣ, онъ сооруженъ какимъ-то купцомъ Протопопо¬
вымъ, фамилія котораго, можетъ быть, и послужила основаніемъ
связать происхожденіе креста съ знаменитымъ протопопомъ 13). Подводя итоги нашему изслѣдованію, мы можемъ формули¬
ровать слѣдующія заключенія: 1) Движеніе, выразившееся въ дѣятельности Аввакума, было
чисто церковнаго характера, національный же и соціальный эле- 10) Ркп. Имп. Публ. Библіотеки, <3. I, № 1068. 11) Дата повѣсти о Никонѣ встрѣчается, какъ указалъ П. С. Смирновъ, и лъ другихъ раскольническихъ источникахъ и должна быть признана истинною. 17) «Церковный Вѣстникъ» 1880 г. № 86. I» ОідііігесІ Ьу Соодіе