Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
316 адѣ нѣсть покаянія», Затѣмъ въ обоихъ посланіяхъ Аввакумъ
убѣждаетъ своихъ послѣдователей жить между собою въ мирѣ. Съ этими посланіями стоитъ въ связи «Посланіе къ игумену
Сергію съ братіею»: тутъ Аввакумъ такъ же наставляетъ слу¬
шаться поповъ Стефана и Козьмы, какъ это онъ дѣлаетъ въ по¬
сланіяхъ къ Исидору, и говоритъ о томъ, какъ надо относиться
къ еретическому крещенію. «Посланіе къ Сергію» заключаетъ
въ себѣ нѣкоторыя замѣчанія о сошествіи Христа во адъ и объ
отношеніи къ толкованіямъ Писанія,—эти замѣчанія мы приво¬
дили, говоря о спорахъ Аввакума съ дьякономъ Ѳедоромъ. Инте¬
ресна подробность личнаго свойства: узнавъ, что дочь княгини
Урусовой—царская невѣста, Аввакумъ вспоминаетъ съ любовью
ёя мать и тетку, а молодыхъ княженъ научаетъ жить такъ же,
какъ жили ихъ мать и тетка. Обширное посланіе къ Борису съ братіей касается главнымъ
образомъ вопросовъ о бракѣ и о единогласіи, причемъ Авва¬
кумъ сообщаетъ любопытныя подробности о томъ, какъ самъ
обыкновенно совершалъ богослуженіе. По вопросу о бракѣ вы¬
сказывается то же, что мы находимъ въ посланіяхъ къ Исидору;
только здѣсь мы встрѣчаемся съ конкретныхъ примѣромъ, пока¬
зывающимъ, какъ далеко шли отрицатели брака: старица Елена
разлучила нѣкую Ксенію Гавриловну съ ея мужемъ. За это Авва¬
кумъ налагаетъ на Елену строгую епитимію. Весьма важно въ
заключеніи посланія благословеніе, которое Аввакумъ даетъ отцу '
Досиоею «съ челобитными по жребію стужати царю о исправле¬
ніи вѣры». Это исправленіе, какъ выяснилъ П. С. Смирновъ,
находится въ связи съ раскольнической смутой 1682 года, въ
которой видными дѣятелями были Сергій и Досиѳей. Къ этому же послѣднему времени жизни Аввакума относится
его «посланіе ко всѣмъ ученикамъ» (Мат. ѴПІ, 81—87), проник¬
нутое фанатизмомъ по отношенію къ никоніянамъ. Послѣдова¬
телей своихъ Аввакумъ убѣждаетъ стоять за вѣру и не мудр¬
ствовать несогласно съ писаніемъ, такъ какъ онъ слышалъ,
что многіе развратились: «ови глаголютъ духомъ Бога познавати,
кромѣ писанія, иніи же и писаніе толкуютъ злѣ, развратно и
противно истинѣ». Находились такіе люди, которые отвергали
авторитетъ Аввакума, и онъ замѣчаетъ: «Иное же уже, окаянный,
разсмѣюся: какъ то, реку, уже сатана-та надо мною не возится? Оідііііесі Ьу ^ооя іе