Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
311 больше говорить о торжествѣ загробномъ, рисуя картину казни
царя Максиміана (подъ которымъ, какъ мы указывали, можно
подразумѣвать даря Алексѣя Михайловича), а своихъ послѣдо¬
вателей призываетъ къ терпѣнію и къ неослабному стоянію за
вѣру. При этомъ онъ распространяется объ огненной смерти: «А хотя и бить станутъ, или жечь: ино и слава Господу Богу
о семъ. Достоинъ бо есть дѣлатель мзды своея. Да се бо изы-
дохомъ ис чрева матери своея. На что лучше сеіір? с мученики
в чинъ, со апостолы въ полкъ, со святители в ликъ, побѣдный
вѣнецъ, сообщникъ Христу... А во огнѣ-то здѣсь неболшое
время потерпѣть,—аки окомъ мгнуть, такъ душа и выступитъ!
Развѣ тебѣ не разумно? Боисься пещи-той? Дерзай, плюнь на
нея, небось! До пещи страхъ-отъ; а егда въ нея вошелъ, тогда
и забылъ вся. Егда же загорится, а ты и видишь Христа и ан-
гельскія силы съ нимъ, емлютъ души-тѣ отъ тѣлесъ, а Онъ-
надежа и благословляетъ и силу ей подаетъ божественную, не
уже къ тому бываетъ тяжка, но яко восперенна, туды же со
ангелы лѣтаѳтъ, ровно яко птичка лопархиваетъ,—рада ис тем-
ницы-той вылетѣла». Въ приведенныхъ словахъ восхваляется, поэтизируется ог- •
ненная смерть, есть призывъ къ страданію, но нѣтъ никакого»
указанія на самосожженіе, такъ какъ огненная казнь есть дѣло
никоніянъ. Такой же призывъ къ страданіямъ, но не къ само¬
сожженію заключается во второмъ посланіи (по счету г. Суб¬
ботина третьемъ). Никоніяне, говоритъ Аввакумъ, «кормятъ,кормятъ
да въ лобъ палкой, дай на огонь жарить!» Этой смерти не слѣ¬
дуетъ бояться, а напротивъ должно «дерзать всенадежнымъ упо¬
ваніемъ. Таки размахавъ, да и въ пламя! На вось, діяволъ, еже
мое тѣло; до души моей дѣла' тебѣ нѣтъ!» Сопоставленіе этихъ
отдѣльныхъ мѣстъ посланія не позволяетъ прямо относить ихъ
къ самосожженію. Не такъ представляется дѣло въ первомъ (по
нашему въ третьемъ) посланіи къ Симеону: здѣсь уже мы встрѣ¬
чаемся съ опредѣленно выраженнымъ одобреніемъ самосожига-
тельства. Изложивъ по своему исторію Никонова мучительства
и похваливъ «Христовыхъ исповѣдниковъ» 4), Аввакумъ гово- *)*) Слово въ слово яко комары или ыушицы. Елико ихъ болщн подав¬
ляютъ, тогда бодшіх пищатъ и въ глаза лѣзутъ: такъ и русаки бѣдныя, пус¬
кай глупы, рады мучителя дождались,—полками в огонь дерзаютъ за Христа
Сына Божія-Свѣта. Мудры блядины дѣти греки, да с варваромъ турскимъ с
«дново блюда патріархи кушаютъ раѳленые курки. Оідііііесі Ьу Соодіе і