Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
309 снохѣ Пашкова, о Еремѣѣ, своемъ «тайномъ другѣ», съ особен¬
ной похвалой отзываясь между прочимъ о почтительныхъ отно¬
шеніяхъ Еремѣя къ отцу. Ярко изображается бѣдственное по¬
ложеніе казаковъ и отъ притѣсненій Пашкова, и отъ недостатка
пшцн, и отъ разныхъ климатическихъ условій. Въ разсказѣ о
сибирскихъ скитаніяхъ мы находимъ два весьма художествен¬
ныхъ описанія природы: одно мы уже приводили (стр. 73), въ
другомъ изображается озеро Байкалъ: «Егда къ берегу пристали,
востала буря вѣтренная, и на берегу на силу мѣсто обрѣли отъ
волнъ. Около ево горы высокія, утесы каменные и зѣло высокіе,—
20,000 верстъ и больши волочился, а не видалъ такихъ нигдѣ!
Наверху ихъ палатки и повалупш, врата и столпы, ограда ка¬
менная и дворы,—все богодѣланно. Лукъ на нихъ растетъ и чес¬
нокъ,—больши романовскаго луковицы, и слатокъ зѣло. Тамъ же
растутъ и коноплй богорасленные, а во дворахъ — травы крас¬
ныя и цвѣты благовонны гораздо. Птицъ зѣло много, гусей и
лебедей, — по морю яко снѣгъ плаваетъ. Рыба въ немъ—осетры
и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочихъ родовъ много.
Бода прѣсная, а нерпы и зайды великія въ немъ: во окіанѣ морѣ
большомъ, живучи на Мезени, такихъ не видалъ. А рыбы зѣло
густо въ немъ; осетры и таймени жирны гораздо,— нельзя жа¬
рить на сковородѣ: жиръ все будетъ». Кромѣ автобіографическаго повѣствованія и разсказовъ о чу¬
десахъ, «Житіе» заключаетъ въ себѣ не мало отступленій поле¬
мическаго свойства, которыми тоже должно поддерживаться «дѣло
Божіе», составляющее главную цѣль сочиненія. Эти полемече-
скія выходки по существу не представляютъ отличія отъ тѣхъ
нападокъ на никоніянъ, съ которыми мы встрѣчались въ дру¬
гихъ сочиненіяхъ Аввакума: никоніяне обличаются за мучи¬
тельство, за стремленіе къ новшествамъ, каковы бы они ни
были, «лише бы не по старому». Указывали мы и на наставле¬
ніе о безпоповскомъ чинѣ причащенія. Этотъ обзоръ содержа¬
нія «Житія» приводитъ насъ къ заключенію, что считать его
сочиненіемъ историческимъ нельзя: по самой своей основѣ, какъ
защита «Божія дѣла», какъ «книга живота вѣчнаго» (см. Придож.),
оно является сочиненіемъ поучительно-полемическимъ, причемъ
автобіографическій матеріалъ играетъ въ немъ служебную роль
доказательства правоты дѣла старолюбцевъ. По своему стилю
«Житіе» отличается тѣми же особенностями реализма и «просто¬
рѣчія», которыя видны въ другихъ сочиненіяхъ Аввакума. Оідііігесі Ьу Соодіе