Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
307 царство небесное дома родилось! Богъ благословитъ, мучься за
сложеніе перстъ, не разсуждай много!» Призывъ къ смерти и страданіямъ, къ постоянной открытой
борьбѣ противъ Никоновыхъ новшествъ вдохновлялъ многихъ,
и въ «Житіи» Аввакумъ выводитъ нѣкоторыхъ своихъ учени¬
ковъ, смѣло обличавшихъ исправленіе и не останавливавшихся
ни передъ чѣмъ: такой ревностью «по Христѣ» отличались боя¬
рыня Морозова, княгиня Урусова, Марья Данилова и др. Осо¬
бый разрядъ обличителей представляютъ собою юродивые, кото¬
рые, пользуясь огромнымъ вліяніемъ на народъ, могли нисколько
не стѣсняться въ своихъ противоцерковныхъ дѣйствіяхъ. Таковъ
былъ юродивый Ѳедоръ, объ отношеніяхъ котораго къ Аввакуму
намъ не разъ приходилось говорить; онъ даже самого Аввакума
иногда побуждалъ къ дѣятельности: «зѣло у него во Христа го¬
ряча была вѣра!—говорилъ Аввакумъ,—всяко тщится раззорити
и обличити неправду». «Хорошъ» былъ, по отзыву Аввакума, и
юродивый Аѳанасій, но этотъ былъ «Ѳедора» посмирнѣе и въ
подвигѣ малехнее покороче». За борьбой старой и новой партіи внимательно слѣдило все
русское общество, болѣе сочувствовавшее, по показаніямъ Авва¬
кума, старолюбцамъ. Царь Алексѣй Михайловичъ, человѣкъ мяг¬
кій до крайности, добрый, благочестивый, не рѣшается оконча¬
тельно порвать связь со старыми преданіями и является заступ¬
никомъ ревнителей старины: онъ просить Никона .не стричь
Аввакума; когда послѣдній возвращается изъ Дауріи, онъ при¬
нимаетъ его очень милостиво, просить его благословенія, даже
послѣ собора 1666—1667 гг. царь соболѣзнуетъ Аввакуму и при¬
лагаетъ много стараній къ его увѣщанію, отношенія царя къ
Аввакуму отличаются даже какою-то сентиментальностью, и тѣ
мѣры, которыя царь принимаетъ противъ раскольниковъ, объ¬
ясняются такъ же, какъ это дѣлается Аввакумомъ въ другихъ
его сочиненіяхъ, дѣйствіемъ «лестчаго духа», проводниками ко¬
тораго представляются Никонъ и другія духовныя власти. Оди¬
наково съ царемъ относятся къ раскольникамъ и бояре: «всѣ
бояре-те до насъ добры», они даютъ Аввакуму денегъ, просятъ
постоянно вслѣдъ за царемъ благословенія протопопа, прини¬
маютъ его «яко ангела», но и они не въ силахъ противиться
до конца «лестчему духу». Не всегда сочувствіе бояръ истекаетъ ивъ подражанія царю, среди нихъ есть тайные и явные рас- 20* ОідШгесІ Ьу