Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
305 защищаетъ отъ Струны дьячка Антона; въ Дауріи онъ засту¬
пается за старухъ, которыхъ самодурствующій воевода хочетъ
выдать замужъ, стоитъ на сторонѣ казаковъ, съ которыми Паш¬
ковъ поступаетъ жестоко и которые терпятъ страшную нужду.
За все это его преслѣдуютъ разные начальники: одинъ «у руки
огрызъ персты, яко песъ, зубами», другой стрѣляетъ въ него
изъ пищали, въ Тобольскѣ его хотятъ утопить, Пашковъ мучитъ
его такъ, что онъ иногда доходитъ до отчаянія и ропщетъ на
Бога (Шсі. 30). Аввакума «тѣшатъ» тѣ рѣчи изъ священнаго
писанія, гдѣ заповѣдуется неослабное страданіе; онъ переноситъ
всѣ преслѣдованія съ непоколебимой твердостью: «сила Божія
возбраняетъ» ему просить у Пашкова снисхожденія. Старается
онъ побѣждать своихъ гонителей кротостью и смиреніемъ: на
ругательства одного отвѣчаетъ: «благодать во устнѣхъ твоихъ,
Иванъ Родіоновичъ, да будетъ!»—другого вылѣчиваетъ отъ бо¬
лѣзни, даже Пашкова онъ смягчаетъ кротостью,-и тотъ говоритъ:
«спаси Богъ! отечески творишь,—нашево зла не помнишь»; люди,
которыхъ онъ вывезъ изъ Сибири, были его враги. Однако иногда
онъ дѣйствуетъ и сурово: ломаетъ домры и хари у скомороховъ,
отказывается итти къ снохѣ Пашкова помочь ея ребенку, про¬
ситъ у Бога неудачи Еремею въ походѣ, бьетъ свою жену и до-
мочадицу, «стегаетъ» Струну. Правда, иногда онъ спохватывается
и кается въ такихъ дѣйствіяхъ: жену и Фотинью онъ умоляетъ
о наказаніи за то, что ихъ оскорбилъ; вспоминая о молитвѣ
противъ Еремея, онъ восклицаетъ: «Охъ души моей, тогда горко,
и нынѣ не сладко! Пастырь худой погубилъ своя овцы, отъ го¬
рести забылъ реченное во Евангеліи, егда Зеведеевичи на посе¬
лянъ жестокихъ совѣтовали и т. д. (45). Особенно сильно про¬
является энергія Аввакума въ борьбѣ съ никоніанами, отъ ста¬
рой вѣры его не могутъ отвратить ни мученія, ни заманчивыя обѣ¬
щанія въ родѣ «духовничества»; онъ неутомимый пропагандистъ:
повсюду, куда онъ ни является,—въ Тобольскѣ, въ Москвѣ, на
Мезени—онъ распространяетъ расколъ, «запустошаетъ» никоніан¬
скія церкви. Весьма рѣдки случаи его слабости въ этомъ отно¬
шеніи,—но здѣсь его спасаютъ чудесныя видѣнія. Несмотря на всю строгость нравственныхъ правилъ, иногда
Аввакуму самому случается впасть въ искушеніе. Онъ разска¬
зываетъ слѣдующій случай: когда онъ еще служилъ въ селѣ,
къ нему пришла на исповѣдь дѣвица, «многими грѣхми обре- 20 Оідііігесі Ьу