Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
303 ворить: Господи, источивый ис камени въ пустынѣ людемъ воду,
жаждущему Израилю, тогда и днесь Ты еси, напой мене ими
же вѣси судьбами, Владыко Боже мой! Охъ, горе! не 8наю, какъ
молвить! Простите Господа ради! Кто есмь азъ? Умерый песъ!
Затрещалъ ледъ предо мною и раэступися чрезъ все озеро сюду
и сюду и паки снидеся: гора велика льду стала! И дондеже
уряженіе бысть, азъ стахъ на обычномъ мѣстѣ, и на востокъ
зря покдонихся дважды или трижды, призывая имя Господне
краткими глаголы изъ глубины сердца. Оставилъ мнѣ Богъ про-
лубку маленьку, и я, падше, насытился. И плачу, и радуюся,
благодаря Бога. Потомъ и пролубка сдвинулася, и я, возставъ,
поклоняся Господеви, и паки побѣжалъ по яду, куды мнѣ надобе
къ дѣтямъ» (ІЪМ. 112). Богъ ободряетъ вѣрныхъ своихъ слугъ въ ихъ борьбѣ за
благочестіе, Онъ прославляетъ ихъ, черезъ другихъ людей воз¬
вѣщаетъ о ихъ правотѣ и о чести, которой они удостаиваются
на небесахъ. Аввакумъ неоднократно получалъ чудесныя под¬
твержденія своей правоты при защитѣ старыхъ обрядовъ. До¬
чери его Аграфенѣ какой-то «свѣтленекъ» говорилъ въ Дауріи,
чтобы онъ не покидалъ «правила», какъ выѣдетъ на Русь. Слу¬
жанка Аввакума, кумычка Анна (вѣроятно, она и была черница-
татарка, о которой упоминалось выше, на стр. 131) заснула на
три дня, и во снѣ ей показали ангелы какія-то чудесныя палаты
Аввакума. Жена Меэенскаго воеводы, совращенная Аввакумомъ
въ расколъ, говорила ему, что ей показано Богомъ, что «худы
затѣи новыя и мрачны зѣло», ихъ сторонникамъ «уготовано у
Христа» что-то страшное, а его, т. е. Аввакума, «слушаетъ и
любитъ Богъ». Черезъ вѣрныхъ своихъ слугъ Богъ оказываетъ благодѣянія
и другимъ людямъ: такъ напримѣръ, Пашкову былъ посланъ уро¬
жай, когда онъ послушался совѣтовъ Аввакума. Награждая за добрыя дѣла, за исповѣданіе правой вѣры, Богъ
не терпитъ нарушенія своихъ заповѣдей и караетъ преступни¬
ковъ. Но передъ казнью Онъ посылаетъ равныя знаменія, чтобы
злые люди образумились; такъ, были знаменія предъ началомъ
церковнаго нестроенія; являлись знаменія предъ несчастнымъ
походомъ Ерѳмѣя Пашкова за шаманское гаданье: «лошади подъ
ними взоржали вдругъ, и коровы тутъ возрѳвѣли, и овцы и козы
заблѣяди, и собаки взвыли, и сами иноземцы, что собаки, за¬ Оідііігесі Ьу ^оодіе