Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
301 ствительные, но получившіе въ глазахъ Аввакума сверхъесте¬
ственную окраску, или какъ результатъ галлюцинацій, которыя
были весьма возможны при его аскетическихъ упражненіяхъ и
при постоянномъ нервномъ возбужденіи въ борьбѣ съ врагами,
или литературнымъ заимствованіемъ, конечно, косвеннымъ, т. е.
скорѣе вліяніемъ житійныхъ образовъ на фантазію, стремив¬
шуюся и въ дѣйствительности найти что-либо подобное этимъ
образамъ. Замѣчательно, что Аввакумъ простодушно иногда
самъ даетъ ключъ къ истолкованію своихъ чудесъ, иногда прямо
указываетъ на реальное обстоятельство, ихъ объясняющее, а то
даже обнаруживаетъ и литературный источникъ; напр., разска¬
зывая, какъ онъ вылѣчилъ куръ у боярыни Пашковой, онъ при¬
совокупляетъ: «еще Козьма и Даміанъ человѣкомъ и скотомъ
благодѣйствовали и цѣлили о Христѣ» (Мат. V, 42). Большая
часть чудесъ весьма обыкновенна: напримѣръ, разсказы объ ис¬
цѣленіяхъ отъ болѣзней, объ изгнаніи бѣсовъ составляютъ не¬
обходимую принадлежность всякаго житія, средство прогонять
бѣсовъ и лѣчить болѣзни—крестъ, священное масло—тоже не но¬
вое. Весьма многія чудеса заимствованы изъ Дѣяній и посла-
ланій апостольскихъ, напр. освобожденіе отъ оковъ, принесеніе
пищи ангеломъ; нѣкоторыя чудеса имѣютъ источникъ въ Ветхомъ
Завѣтѣ, напр. чудесная курочка Пашковой, несущая ежедневно
по 2 яичка, показывающая неистощимость пищи, можетъ быть
приравнена къ чуду пророка Елисея со вдовой пророческаго
ученика (П Царствъ, IV, 1—7) и т. д. Но не столько важно то или другое объясненіе чудесъ, сколько
взглядъ на нихъ самого Аввакума, опредѣленіе ихъ внутренняго
смысла, насколько они выражаютъ тѣ или иныя воззрѣнія Ав¬
вакума. Сообщая въ изобиліи о своихъ чудесахъ и ожидая упре¬
ка въ нескромности, Аввакумъ оправдывается примѣромъ Павла
и Варнавы, которые на соборѣ въ Іерусалимѣ разсказывали пе¬
редъ всѣми, «елика сотвори Богъ знаменія и чудеса во языцѣхъ
съ ними». Надо возвѣщать о чудесахъ не во славу себѣ, а для
прославленія Божія. «Пускай рабъ Христовъ веселится чтучи».
Никогда не слѣдуетъ забывать, что чудеса творятся силою Бо¬
жіею: «надо помнить сіе не насъ ради, не намъ, но имени Сво¬
ему славу Господь даетъ». Ради этого при чудесахъ не слѣдуетъ
возноситься гордостью: «Іуда былъ тоже чудотворецъ, но сребро¬
любія ради ко діяволу попалъ. И самъ діаволъ на небѣ былъ, ОідШіесІ Ьу Ьоодіе