Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
299 зовъ къ первоначальному тексту «Житія», хотя съ другой сто¬
роны нѣкоторыя сокращенія, встрѣчающіяся въ немъ, могутъ
вести къ предположенію, что измѣненія могли дѣлаться и са- ,
мимъ Аввакумомъ, такъ что уже при немъ былъ не одинъ спи¬
сокъ его «Житія» *). Кромѣ фактическихъ особенностей Казанскій списокъ отли¬
чается и нѣкоторыми дополненіями чудесныхъ разсказовъ, при¬
соединенными въ концѣ его; однако различіе вЪ количествѣ чу¬
десъ могло тоже принадлежать самому Аввакуму, оно замѣчается
и въ другихъ спискахъ; такъ разсказъ (Мат. I, стр. 108—110)
объ исцѣленіи жены Мезенскаго воеводы, Алексѣя Цѣхановиц-
каго, встрѣчается только въ одномъ спискѣ, хотя по характеру
изложенія не возбуждается никакихъ сомнѣній въ его принад¬
лежности Аввакуму. Отъ этихъ замѣчаній о спискахъ «Житія» перейдемъ къ его
раэбору. Уж^ въ самомъ началѣ видно, что оно не есть про¬
стая автобіографія, но написано съ тою цѣлью, «да не забвенію
будетъ предано дѣло Божіе, и слѣдовательно должно подробно
раскрыть и выяснить, въ чемъ состояло это дѣло Божіе. Такимъ
образомъ автобіографія становится ораву житіемъ святого, ха¬
рактеризующимъ его борьбу съ отступниками, работу во славу
Христа. Поэтому-то уже въ предисловіи Аввакумъ обращается
къ главному заблужденію никоніянъ, къ опущенію въ Символѣ
вѣры слова «истиннаго», причемъ, ссылаясь на Діонисія Арео¬
пагита, старается доказать, что «истинный» есть присносущное
имя Божіе, что «истины испаденіе сущаго отверженіе есть, отъ
сущаго же Богъ испасти не можетъ, и еже не быти нѣсть».
Ссылка на Діонисія Ареопагита сдѣлана довольно точно: про¬
пущено только нѣсколько словъ, не имѣющихъ важнаго зна¬
ченія 3). Отступничество никоніянъ указывается, по мнѣнію Ав¬
вакума небесными знаменіями, бывшими въ 1654 г. и 14 лѣтъ *) Сохраняя эту формулировку, установленную нами и въ первомъ изда¬
ніи нашей книги, мы нисколько не противорѣчивъ заключеніямъ П. С. Смир¬
нова. Принявъ, какъ мы сказали въ предыдущей главѣ, указанную имъ дату
написанія «Житія» и признавая вмѣстѣ съ П. С. Смирновымъ древнѣйшимъ—
списокъ Хлудовской библіотеки № 257, мы видимъ въ Казанскомъ спискѣ
другую, несомнѣнно Аввакумовскую редакцію «Житія», весьма цѣнную по
фактическимъ подробностямъ и близкую по времени къ первой. 2) Срав. Великія Чѳтьи-Минея, октябрь 3, столб. 399, слѣд. 662, 564. Оідііігесі Ьу ^оодіе