Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
280 дшшП Невродъ, и по немъ Зевесъ прелагатай, блудодѣй, и Ер-
миі’ъ піяница, и Артемида любодѣица, о нихже Гранографъ и
игѣ кронники свидѣтельствуютъ, также по нихъ бывше Пла¬
той1ъ н Пиѳагоръ, Аристотель и Діогенъ, Иппократъ и Галинъ;
псп сіи мудри быша и во адъ угодиша. Досдигоша съ сатаною
разумомъ своимъ небесныхъ твердей и звѣздное теченіе пора-
зумѣшпс, и оттолѣ пошествіе и движеніе смотряху небеснаго
круга, гадающе къ людской жизни вѣка сего настоящаго,—или
тщету, или гобзованіе, — и тою мудростію своею уподобляхуся
Богу, мнящеся вся знати. «Глаголютъ: мы разумѣемъ небесная
и земная, и кто намъ подобенъ! И взимахуся, блядины дѣти,
выше облакъ,—слово въ слово яко и сатана древяе». Спасеніе
для людей заключается не въ этой еллинской внѣшней мудро¬
сти, но въ христіанскомъ смиреніи, такъ какъ память Платона
и Япоагора погибла съ шумомъ, а самихъ ихъ, «яко свиней,
вши съѣли». Современные зодійщики уподобляются древнимъ.
^ Токмо насыщатися и упиватася и бабъ блудить ваше дѣло»,
говорить, обращаясь къ нимъ, Аввакумъ,—«прости, не судя гла¬
голю, къ слову прилучилося. Не ваше то дѣло, но бѣсовское
наученіе. Плаката о васъ подобаетъ, а не рѵгати: понеже плоть
отъ плоти нашея, и кость отъ костей нашихъ, тѣла нашего и
уди отчасти». Послѣ этого обширнаго вступленія Аввакумъ обращается къ
разнымъ новшествамъ никоніянскимъ и особенно нападаетъ на
новое и конописаніе. «Воззри на святыя иконы и виждь угодив¬
шія Богу, како добрыя изуграфы подобіе ихъ описуютъ: лице
п руки и нозѣ/ и вся чувства тончава и измождала отъ поста,
и труда, и всякія имъ находящія скорби. А вы нынѣ подобіе
ихъ перемѣнили, пишите таковыхъ же, яковы сами: толстобрю¬
хихъ, толсторожихъ, и ноги и руки яко стулцы у кажнова свя¬
таго. Спаси Богъ вамъ! Выправили вы у нихъ морщины-тѣ у
бѣдныхъ: сами они въ животѣ своемъ не догадалися такъ сдѣ¬
лать, какъ вы ихъ учинили!» Укоряя своихъ противниковъ въ
томъ, что они кичатся своей внѣшней мудростью, Аввакумъ об¬
виняетъ ихъ въ презрѣніи къ русскимъ святымъ и приводитъ,
какъ мы раньше указывали, въ вольной передачѣ тотъ отвѣтъ,
который данъ былъ ему на соборѣ 1666—1667 г. г. на его за¬
щиту старыхъ обрядовъ. Напоминая этотъ эпизодъ, онъ уже
прямо выражается, что его «стали бить», хотя въ разсказѣ «Жи¬ ОідііігесІ Ьу Соо^іе