Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
275 клоненіе иконамъ;—такъ по крайней мѣрѣ можно заключить,
■судя по тому, что Аввакумъ считаетъ нужнымъ вообще защи¬
щать поклоненіе иконамъ. Его очень печалятъ возникшія раз¬
ногласія, такъ какъ «старолюбцы, иже между собою несогла-
суются и спорами безумными или рещи правѣе высокомысліемъ
падаютъ, кождо хотя своя поставити, а не яже суть Божія. И
сія грядутъ стезею неправою, понеже Господь гордымъ проти¬
вится, смиреннымъ же даетъ благодать. А иже держатъ Еван¬
геліе и Апостолъ, а святыя иконы отмещутъ, то явныя враги -
есть, сирѣчь нѣмцы». Затѣмъ онъ излагаетъ нѣкоторые взгляды
лютеранъ и «калвинцовъ» и, возвращаясь къ вопросу объ ико¬
нахъ, повторяетъ: «А иже иконы укоряютъ и говорятъ: подо¬
баетъ де знати Бога единаго,—и то бляцкой глаголъ. И бѣси
вѣруютъ и трепещутъ, яко есть Богъ единъ, и вси еретицы гла¬
голютъ такоже, да и мы иконъ не боготворимъ, но первообраз¬
ное почитающе поклоняемся, а Бога единаго вѣруемъ и испо¬
вѣдуемъ Отца и Сына и Святаго Духа, въ Троицы славимаго, и
по Бовѣ святымъ Божіимъ иконамъ поклоняемся, яко угодни¬
ковъ его почитающе, а не боготворимъ же». Это обличеніе «лю-
торцевъ и калвинцовъ» можно объяснить лучше всего при пред¬
положеніи, что среди старолюбцевъ находились люди, совсѣмъ
отвергавшіе поклоненіе иконамъ. Что касается иконъ новаго
письма, то о нихъ въ «Посланіи къ Іонѣ» говорится то же са¬
мое и приблизительно въ тѣхъ же выраженіяхъ, что и въ раз¬
смотрѣнномъ нами сочиненіи «Объ иконномъ писаніи», хотя есть
черты, * которыя сближаютъ настоящее «Посланіе» съ «Посла¬
ніемъ къ священнику Стефану»; таковъ вопросъ о многогласномъ
пѣніи, причемъ, настаивая на необходимости единогласія, Авва¬
кумъ припоминаетъ, что онъ писалъ объ этомъ предметѣ «про¬
странно въ Москву въ мимошедшая лѣта». Послѣдняя часть
«Посланія къ Іонѣ» по. содержанію есть сокращенное изложеніе
статьи «о сложеніи перстъ», но вопросъ о перстосложеніи соеди¬
няется здѣсь съ ученіем'в о молитвѣ Іисусовой: отстаивая дву¬
перстіе, Аввакумъ защищается отъ выставляемаго никоніянами
обвиненія въ еретичествѣ, будто двуперстіе есть символъ при¬
знанія «двухъ Сыновъ». Въ этомъ же посланіи снова затронутъ важный вопросъ
о священствѣ, такъ какъ въ средѣ старообрядцевъ находились
люди, отвергавшіе авторитетъ простыхъ старцевъ и даже от- # Ч * |Ч 18*