Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
нимъ привести оба толкованія, такъ какъ эта параллель указы¬
ваетъ на отличіе пріемовъ рѣчи Аввакума отъ пріемовъ его со- У Аввакума. Разумѣешь чево для Господь на
змію-ту указываетъ? А тозмію-ту
какъ бьетъ кто, такъ она все тѣло
предаетъ біемо быти, главу же свою
соблюдаетъ, елико возможно: свер¬
нется въ клубокъ, а голову-ту въ
землю хоронитъ. Я ихъ бивалъ съ
молода ума. Бакъ главы не разо¬
бьешь, такъ и опять оживетъ; а
голову-ту какъ разобьетъ, такъ она
и цѣла и мертва. Такъ и христіа¬
нинъ безъ головы умретъ смертію
вѣчною, сирѣчь безъ вѣры Христовы
непорочные. Хотя онъ и цѣлъ, не
разоренъ и не убитъ, да безъ вѣры
мертвъ. Бая бѣда въ немъ? Плю¬
нуть на него! А аще разграбленъ п
уязвенъ, глава непорочна, еже есть
православная вѣра въ души его:
живъ есть таковыб животомъ вѣч¬
нымъ. Основа тфтованія у обоихъ писателей одна и та же, но
Аввакумъ умѣетъ оживить толкованіе болѣе образнымъ пред¬
ставленіемъ змѣи, свертывающейся въ клубокъ и хоронящей
голову въ землю, а также и ссылкой на свой личный опытъ;
наставленіе хранить вѣру тоже становится ярче, благодаря за¬
мѣчанію: «Кая бѣда въ немъ? Плюнуть на него!» Видно обыч¬
ное для Аввакума стремленіе приноровиться къ языку и образу
мышленія тѣхъ, къ кому онъ обращается. Та же самая черта
видна въ толкованіи второй, части евангельскаго текста: «Еще
же и незлобіе, во время гоненія подобаетъ имѣти голубино. По¬
неже голубь, птенцовъ своихъ лишаемъ, не гнѣвается и отъ
владыки своего не отлетаетъ, паки гнѣздо строитъ и иныхъ дѣ¬
тей заводитъ. Я ихъ смолода держалъ,—поповичъ я голубят¬
никъ былъ. Какъ не хороши дѣтенки-тѣ, и лищаешъ отъ роди¬
телей; а онѣ бѣдные свитаются, и другія станутъ заводить». «Посланіе къ нѣкоему Іонѣ» является послѣ «Книги на кре¬
стоборную ересь» самымъ обширнымъ изъ разсматриваемыхъ **5; Записки Отд. Слав. и Рус. Археологіи, т. II, стр. 447—448. временниковъ: У Никона. Глаголетъ же, яко и мудру подо¬
баетъ быти, и яко вѣдѣти, како
подобаетъ пребывати посреди мно¬
гихъ врагъ, якоже бо змій все тѣло
свое предаетъ на біеніе, главу же
токмо соблюдаетъ, тако и христіа¬
нинъ вся имѣнія даетъ тѣло свое
поражающимъ, главу же, еже есть
Христосъ и вѣра, яже къ Нему, и
законъ и заповѣди, сохранена да
будетъ даже до смерти эт). Оідііііесі Ьу і^ооте