Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
2Т1 потъ, да счетѣ, да самомнѣніе съ гордостью, да укоризны другъ
друга, да напыщеніе на искреннихъ, да всякъ учитель, а по¬
слушниковъ нѣтъ. Горе времени сему и намъ зривущииъ». Осо¬
бенно слѣдуетъ остерегаться «нынѣшнихъ духовныхъ», потому
что они «дѣломъ бѣси» и легко могутъ прельстить въ свою
ересь; поэтому Аввакумъ запрещаетъ всякое общеніе съ ними,
однако тутъ же онъ приказываетъ ихъ обличать, причемъ обли¬
ченіе должно отличаться тѣмъ же мягкимъ характеромъ: «не
гнѣвайся на него; аще и разгнѣватнея, но на діявола подо¬
баетъ, а не на искренняго». Возмездіе отступникамъ неизбѣжно
въ будущемъ, и тогда Правовѣрные «натѣшатся» надъ ними:
«егда Христосъ тебѢ ево отдастъ, кто можетъ тогда отнять?
Какъ захочешь, такъ осудишь его о Христѣ. А нынѣ терпи,—
моли Бога о немъ, даже въ разумъ истинный ево приведетъ.
А не станешь навѣтовъ терпѣть, такъ и самъ пропадешь». Для
утѣшенія своихъ послѣдователей Аввакумъ рисуетъ слѣдующую
апокалипсическую картину будущей казни никоніянъ: «выѣдетъ
на конѣ бѣломъ и царя ихъ со лжепророкомъ въ огнь всадитъ
живымъ. Лотомъ и діявола за ними же. Измѣнитъ же ихъ, со
бакъ, во мгновеніе ока, сирѣчь убіегь, да и паки оживитъ, да
ужъ въ огон-етъ кинетъ. А прочихъ войско-то ихъ побито бу¬
детъ на мѣстѣ нѣкоемъ Армагеддонъ. Тѣ до общаго воскресенія
не оживутъ: тѣлеса ихъ птицы небесныя и звѣри земныя ѣсть
станутъ: тушны1 гораздо, брюхаты,—есть надъ чѣмъ птицамъ и
и звѣрямъ прохлажатся. Пускай онѣ нынѣча бранятъ Христа,
а насъ мучать и губятъ: отольются медвѣдю коровьи слезы». Изъ приведенныхъ словъ Аввакума видно, что и въ этомъ
сочиненіи его отношеніе къ никоніянамъ отличается тою же
непослѣдовательностью, какую мы отмѣчали при разсмотрѣніи
его истолковательныхъ сочиненій: покорность и безропотное пе¬
ренесеніе преслѣдованій за вѣру и даже наставленіе не гнѣваться
на еретиковъ парализуются наставленіемъ противоположнаго
свойства, въ силу котораго еретиковъ надо чуждаться, а также
и яркой картиной будущаго возмездія, когда правовѣрнымъ удастся
«натѣшиться» надъ своими врагами; несмотря на все стараніе
держаться мягкаго тона, обнаруживается та же страстная не¬
терпимость по отношенію къ своимъ противникамъ; разница
между этимъ «Посланіемъ» и «Толкованіями псалмовъ» замѣ*
чается только въ томъ, что въ «Посланіи» Аввакумъ не гово¬ Оідііігесі Ьу і^оодіе