Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
264 стороны нѣкоторыхъ духовныхъ вашихъ писателей упрекъ Авва¬
куму въ цинизмѣ, однако врядъ-ли можно признать такой упрекъ
справедливымъ, такъ какъ мы имѣемъ здѣсь дѣло опять же съ
тѣмъ самымъ стремленіемъ выражаться просто, на которое мы не¬
однократно указывали и которое составляло силу Аввакума, какъ
вполнѣ народнаго проповѣдника, свободно пользовавшагося на¬
родной образной рѣчью. И въ этомъ же самомъ сочиненіи мы
рядомъ встрѣчаемся съ другимъ примѣромъ подобнаго образнаго
выраженія мысли. Указавъ свбей паствѣ на примѣръ боярыни
Морозовой, Аввакумъ обращается къ доводамъ изъ божествен¬
ныхъ писаній въ пользу спасительности страданій за вѣру, и
здѣсь найденная имъ въ Евангеліи отъ Іоанна параллель между
радостнымъ состояніемъ жены, разрѣшившейся отъ бремени, и
духовной радостью христіанъ, когда они узрятъ Христа, вызы¬
ваетъ со стороны Аввакума слѣдующее толкованіе, являющееся
собственно образно: реальнымъ перифразомъ евангельскаго текста:
«Якоже и жена беременна передъ родинами день и нощь бѣд¬
ная печется, какъ бы разродитися, ожидаетъ, яко часа смертнаго,
а огда родила робенка, такъ и все забыла: такъ то и христіан¬
ское Христа ради терпѣніе и мученіе скорбно нынѣ кажется, а
тогда въ радости забудемъ все, егда надежа наша Христосъ
явится намъ. Знаешь ли когда? Тогда, егда оживотворитъ мер¬
твенная тѣлеса наша Духомъ Святымъ, что робенокъ изъ брюха,
вылѣземъ паки ивъ земли матери нашея». Ссылка на писаніе нѣсколько отвлекаетъ Аввакума въ сто¬
рону отъ егр разсужденія о терпѣніи за вѣру, и онъ высказы¬
ваетъ похвалу «книжному поученію»; эта похвала довольно ша¬
блоннаго характера, повторяется извѣстное изреченіе: «всякаго
добра добрѣвши суть книжное поученіе», рекомендуется прово¬
дить время въ постѣ, молитвѣ и книжномъ поученіи, а затѣмъ
Аввакумъ снова переходитъ къ страданіямъ за вѣру, даетъ сво¬
имъ послѣдователямъ слѣдующее замѣчательное наставленіе: «по¬
бѣждай благимъ злое, сврѣчь терпи», и въ подтвержденіе этой
мысли ссылается на слова Спасителя «аще міръ васъ ненавидитъ,
вѣднте, яко мене прежде васъ возненавидѣ». Это наставленіе
Аввакума по своему характеру противорѣчитъ многимъ ярост¬
нымъ его нападкамъ на противниковъ и тѣмъ проявленіямъ
мстительнаго настроенія, которыя намъ приходилось отмѣчать;
однако, какъ мы уже указывали, такія противорѣчія очень часты Оідііігесі Ьу і^оодіе