Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
258 оно и въ другихъ спискахъ, намъ извѣстныхъ, въ сборникахъ
Московскаго Румянцевскаго Музея, № 1808, л. 11—14 (только
отрывки), № 2555, л. 102 об.—104, и № 2548, л. 88—41, Импер.
Публичной Библіотеки (Богдановскаго собранія), № О. I. 1069,
л. 18—28, Кіевской духовной академіи, собранія митр. Макарія,
по описанію Н. И. Петрова, № 59, л. 71—77. Вездѣ это сочи¬
неніе предшествуетъ статьѣ объ иконномъ писаніи и помѣ¬
щается или вслѣдъ за «Книгой на крестоборную ересь», или же
отдѣлено отъ этой книги разсказомъ о видѣніи антихриста, вклю¬
ченнымъ въ «Бесѣду объ Авраамѣ»; такое постоянное располо¬
женіе этихъ сочиненій въ извѣстномъ порядкѣ можетъ, по на¬
шему мнѣнію, служить основаніемъ къ предположенію о нѣко¬
торой первоначальной между ними связи; можетъ быть, въ та¬
комъ порядкѣ они явились уже въ самыхъ первыхъ сборникахъ
сочиненій Аввакума./ 4 Въ Хлудовскомъ спискѣ № 267, въ Барсовскомъ и въ Бог¬
дановскомъ статья начинается вступленіемъ: «Понеже убо мноза
начата чинити повѣсть о извѣствованныхъ въ насъ вещѳхъ» а
т. д., вступленіемъ, представляющимъ почти буквальное заим¬
ствованіе изъ Евангелія отъ Луки, гл. I, ст. 1—3, и отсутствую¬
щимъ въ большинствѣ другихъ списковъ, въ которыхъ Авва¬
кумъ сразу приступаетъ къ вопросу объ измѣненіи иноческой
одежды, т. е. о введеніи «камилавокъ подклеекъ женскихъ и ро¬
гатыхъ клобуковъ». Это нововведеніе, «сія пагуба», заимство¬
вано «отъ костела римскаго», гдѣ починъ новой монашеской
одежды принадлежалъ папѣ-женщинѣ, о которой Аввакумъ со¬
общаетъ слѣдующія подробности, заимствованныя язь распро¬
страненныхъ уже издавна обличительныхъ разсказовъ о латиня¬
нахъ: «Бысть въ Римѣ прежде собора Флоренскаго на престолѣ
въ папахъ баба еретица въ римской церкви, по попущенію Бо¬
жію, устроила себѣ клобукъ на подклейкѣ, сицевыиъ образомъ,
яко женской, что жены носятъ, якоже Никонъ, иже носятъ и
нынѣ прелщенніи тамо и здѣсь. Идущи любодѣицы за кресты въ
ходу, родила на пути идучн младенца выбдядка. Разумѣете же
и видѣвше римстіи людіе извергоша ю отъ сана святительства,
яко на Москвѣ врага Божія патріарха Никона, клобукъ же ея н
всяко мудрованіе и преданіе въ церкви неизрнновенъ бысть. И
оггогда въ церквѣ ихъ слабость велія бысть, жены и . дѣвы во
одтарь входяще, за престоломъ на горнѣмъ мѣстѣ саждахуся, Оідііііесі Ьу ѵ^оо^іе