Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
просить! А инъ сто рублевъ имѣетъ, а нищему глаголетъ: Богъ
пошлетъ! Какъ намъ себя не соромъ? Да пришедше въ церковь,
ста на мѣстѣ обычномъ и глаголетъ, яко сущій христіанинъ:
Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! или: Помяни мя, Господи,
во царствіи си! А за што—Боже милостивъ буди тебѣ грѣшному?
За то, что нищему ничево не далъ? Лицемѣръ! Богатаго онаго
исчадіе, иже облачашеся въ порфиру и виссонъ, веселяся на вся
дни свѣтло!» Всѣ отмѣченныя черты сходства и различія двухъ текстовъ
толкованія притчи о виноградаряхъ приводятъ къ тому заклю¬
ченію, что одинъ текстъ является переработкой другого; судя же
по реализму, обнаруживающемуся въ обоихъ текстахъ, они должны
быть признаны одинаково принадлежащими Аввакуму: наконецъ,
включеніе въ тотъ текстъ, который вошелъ въ «Нравоученіе»,
приведенныхъ выше словъ, связывающихъ его съ другими частями
«Нравоученія», служить, по нашему мнѣнію, доказательствомъ
того, что «Бесѣда» возникла самостоятельно и только впослѣд¬
ствіи была приноровлена/къ общему строю болѣе поздняго «Нра¬
воученія». Разсматриваемое «Нравоученіе» представляется намъ особенно
важнымъ потому, что въ немъ мы находимъ нѣкоторыя данныя
для подтвержденія высказаннаго нами выше предположенія о
первоначальномъ единствѣ тѣхъ истолковательныхъ сочиненій
Аввакума, которыя вошли въ упомянутые Боровскій и Богда¬
новскій сборники. Такое подтвержденіе можно видѣть прежде
всего въ слѣдующемъ обращеніи Аввакума къ паствѣ, которую
онъ призываетъ къ покаянію: «возрите. на вышереченное Нине-
витцкоё покаяніе и Манасіино»; а объ этомъ покаяніи говорится
въ толкованіи псалма 44-го, въ указанномъ выше увѣщаніи
царю Алексѣю Михайловичу. Другимъ важнымъ аргументомъ,
позволяющимъ объединить истолковательныя сочиненія Аввакума,
является слѣдующее его сравненіе, имѣющее отдаленное сход¬
ство съ приступомъ Златоуста въ «словѣ о оглашеніи»87): «По¬
добенъ я нищему человѣку, ходящу по улицамъ града и по окош¬
камъ милостыню просящу. День той скончавъ и препитавъ до¬
машнихъ своихъ, на утро паки поволокся. Тако и «язъ, по вся
дни волочась, збираю и вамъ, питомникамъ церковнымъ, прсд- 8Т) Маргаритъ, д. 312. 16* Оідііігесі Ьу