Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
239 сужденіе объ общихъ обязанностяхъ христіанскихъ, любви къ.
Богу и любви къ ближнему, причемъ разъясняется отличіе по¬
слѣдней отъ плотской любви и значеніе брака; здѣсь мы встрѣ¬
чаемся съ рядомъ реальныхъ подробностей о прелюбодѣяніи; а.
затѣмъ, сказавъ о своемъ учительствѣ, проведя параллель между
собою и нищимъ, собирающимъ подаяніе «у богатыхъ людей, ~
Аввакумъ обращается къ своей паствѣ со слѣдующими словами:
«Хощете ли азъ вамъ образъ покаянія предложу изъ Еванге¬
лія? Выпросилъ я у Христа, цѣлая коврига мяхъкова хлѣба!
Есть что кушать милостію Божіею: у Него, Свѣта, не скудно! Ту сьедимъ, и другую подастъ: не скупъ и не завѣстливъ Вла¬
дыка, всѣхъ желаетъ, всѣхъ спасенія ищетъ, старыхъ и моло¬
дыхъ, всякаго возраста, на всякъ часъ собираетъ въ небесное*
царство. Подщимся, не обленимся и мы причастницы быти со
святыми». Послѣ этихъ словъ вполнѣ естественнымъ является переходъ
къ толкованію притчи о наятыхъ дѣлателяхъ, которое и закан¬
чивается объясненіемъ послѣдняго входящаго въ притчу стиха
евангельскаго: «мнози бо суть званніи, мало же избранныхъ».
Связь между этимъ толкованіемъ и первой частью «Нравоуче¬
нія», кромѣ приведеннаго вступленія, видна и изъ слѣдующаго
обращенія къ прелюбодѣю, о которомъ упоминалось въ первой
части: «Каково помышлявши, прелюбодѣю, избыти адъскихъ жи¬
лищъ? Во сластехъ всегда и в тимѣніи валяещися, заповедь Бо¬
жію попирая и наруговая владычество Его. О окаянне и страстне,
вниди в совесть свою, познай Господа; престани, покайся, ми-
ленкой!» Послѣ же этого толкованія въ текстѣ «Нравоученія»
непосредственно слѣдуетъ статья, напечатанная г. Субботинымъ
въ V т. «Матеріаловъ» подъ заглавіемъ «Посланіе къ неизвѣст¬
нымъ обличительное за любострастіе», по тѣмъ же спискамъ
библіотекъ Хлудова и митр. Макарія, гдѣ оно помѣщено от¬
дѣльно отъ «Бесѣды». Разсматривая это «Посланіе», мы сразу
замѣчаемъ, что оно представляетъ собою отрывовъ какого-то
цѣльнаго сочиненія; это видно уже изъ самаго начала: «Слы¬
шалъ ли еси милосердіе Божіе, о друже, гладкая глава и уче-
саныя кудри, и ты, разумная, походка гладкая, умазанное лицо,
добрая жена?» Упоминаніе «евангельскихъ словесъ» и пригла¬
шеніе отдать «старость поне Богу» сближаетъ «Посланіе» съ
текстомъ «Бесѣды», включеннымъ въ «Нравоученіе»; а ссылка Оідііігесі Ьу Соодіе