Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
235 мы указывали раньше, замѣтны какъ въ отдѣльныхъ выраже¬
ніяхъ Аввакума, такъ и въ параллеляхъ, проводимыхъ между
библейскими событіями и фактами современной жизни. Примѣ¬
ромъ первой категоріи могутъ служить слѣдующія «простыя»
объясненія: «ему (Лоту) то мѣсто (Содомская земля) полюбилось,
а опослѣ милой и мучился много з добрыми людьми», «Сарра
пироговъ напекла» для Св. Троицы, Сарра отвѣчаетъ Богу на
обѣщаніе, что у нея родится сынъ: «я-де баба лѣтъ девятде-
сять,—како будетъ се?» Что касается приноровленій къ совре¬
менной жизни, то здѣсь мы встрѣчаемся прежде всего, при раз¬
сказѣ объ аскетическомъ образѣ жизни Мельхиседека на Ѳавор¬
ской горѣ, со слѣдующимъ замѣчаніемъ: «прямой былъ священ¬
никъ, не искалъ ренскихъ и романей, и водокъ и винъ, про¬
цѣженныхъ, и пива съ кардамономъ, и медовъ лимоновыхъ и
вишневыхъ и бѣлыхъ разныхъ крѣпкихъ». Послѣ этого Авва¬
кумъ обращается въ Иларіону, архіепископу рязанскому, напо¬
минаетъ ему о своемъ давнемъ, начинающемся съ юности, зна¬
комствѣ, обличаетъ его роскошную и безнравственную жизнь:
«въ корету сядетъ, растопорпштся, что пузырь на водѣ, сѣдя
на подушкѣ, расчесавъ волосы, что дѣвка, да ѣдетъ, выставя
рожу, на площадѣ, чтобы черницы-волухи-унеятки любили». Вмѣ¬
стѣ съ этимъ Аввакумъ обвиняетъ Иларіона въ мучительствѣ,
говоря, что ни одинъ изъ православныхъ архіереевъ столько
«не льститъ царя ухищреніемъ басней и пронырствомъ и люди
Божія губитъ». Такое обвиненіе противъ Иларіона истекаетъ,
вѣроятно, изъ того факта, что Иларіонъ занималъ въ право¬
славной іерархіи очень выдающееся положеніе и, можетъ быть,
поэтому принималъ дѣятельное участіе въ борьбѣ съ расколомъ;
во всякомъ случаѣ онъ представлялся защитникамъ старины
однимъ изъ опаснѣйшихъ враговъ, и это можно хорошо видѣть,
если сопоставить съ приведенными словами Аввакума то об¬
стоятельство, что въ рисункѣ, приложенномъ къ Казанскому
списку «Житія» Аввакума (какъ мы укажемъ далѣе), Иларіонъ
помѣщенъ въ числѣ пяти главныхъ противниковъ церкви,' ря¬
домъ съ патріархами Паисіемъ Александрійскимъ, Макаріемъ
Антіохійскимъ, Никономъ и Іоакимомъ. Мучительство Иларіона и другихъ никоніянскихъ властей
вызываетъ въ представленіи Аввакума сравненіе ихъ съ ев¬
реями, преслѣдовавшими пророковъ и апостоловъ, а также и съ Оідііігесі Ьу і^оояіе