Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
7 попа въ Волгу, но потомъ отпустилъ, избивъ и выругавъ. По
всему вѣроятію, это происходило лѣтомъ или осенью 1648 года,
такъ какъ Шереметевъ былъ назначенъ въ Казань въ іюнѣ
1648 г.13). Немного времени спустя Аввакумъ поднялъ на себя,
неизвѣстно чѣмъ, еще одного начальника, такъ что тотъ пріѣз¬
жалъ къ его двору и стрѣлялъ изъ луковъ и пищалей, но по¬
томъ Аввакумъ съ нимъ помирился и даже лѣчилъ его14).'
Вскорѣ однако Аввакума опять изгнали изъ Лопатицъ, и онъ
появляется въ Москвѣ. Какъ разъ въ это время въ средѣ московскихъ ревнителей
былъ поднять важный вопросъ о единогласномъ пѣніи. Еще на
Стоглавомъ соборѣ указывалось, что надо соблюдать порядокъ
въ церковной службѣ, чтобы «на вечерняхъ и на заутреняхъ
говорили псалмы и тихо и неспѣшно, съ всякимъ вниманіемъ,
также бы тропари и сѣдальны сказывали по чину, а не спѣшно,
и потомъ чли, а вдругъ бы псалмовъ и псалтыри не говорили,
такожъ бы каноновъ вдругъ не конархали, и не говорили по
два вмѣстѣ, занеже то въ нашемъ православіи великое безчин¬
ство и грѣхъ тако творити, святыми отцы отречено быть» 15).
Послѣ Стоглава мы постоянно встрѣчаемъ жалобы на многогла¬
сіе и происходящій отсюда безпорядокъ въ богослуженіи. Пѣли
сразу въ два, въ три голоса, даже въ шесть голосовъ, «другъ
друга не разумѣюще, что глаголютъ», сами священники и при¬
четники производили въ церквахъ шумъ и «козлогласованіе», кли¬
рики пѣли псалтырь и другія церковныя пѣснопѣнія, «не ожи¬
дающе конца ликъ отъ лика, но купно вси кричаху», псалом-
никъ читалъ, «не внимая поемммъ», такъ что невозможно было
понять, что читали и пѣли. Другой недостатокъ церковнаго пѣ¬
нія заключался въ «хомовомъ напѣвѣ», при которомъ слова 1Я) А. П. Барсуковъ. Родъ Шереметевыхъ, т. III, стр., 884—889. Г. Кайте-
ревъ (ор. сіі. стр. 119) полагаетъ, что столкновеніе Аввакума со скоморохами
было независимо отъ вліянія кружка Вонифатьева, что «члены кружка, Авва¬
кумъ и Нероновъ уже ранѣе боролись съ скоморохами»; относительно Неро-
нова вто положеніе не подлежитъ сомнѣнію; что же касается Аввакума, то тотъ
фактъ, что столкновеніе со скоморохами произошло тотчасъ по его возвраще¬
ніи ивъ Москвы, на нашъ взглядъ, убѣдительно доказываетъ вліяніе кружка. и) Мы не передаемъ вдѣсь разсказа самого Аввакума, который сообщаетъ
много подробностей, имѣющихъ значеніе, какъ житійныя прикрасы, и придаю;
щихъ атому эпизоду отчасти чудесный характеръ. 15) Стоглавъ, изд. Н. Субботина, стр. 106—107. Оідііііесі Ьу Слоодіе