Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
часъ неправду-то въ еретикѣ заколетъ». Въ борьбѣ съ нико-
яіянами помогаетъ самъ Христосъ: «Онъ имъ, надежа, силу-ту
подаетъ; а то бы беззаконники-тѣ тотчасъ праведниковъ-тѣхъ
перевертѣли; да Христосъ воли-той имъ не даетъ. Утѣшаетъ
«воихъ-гЬхъ Владыка бѣдненькихъ всяко. Собаки-тѣ огрызутъ
нашему брату бѣдному руку, или языкъ, или иную кую пакость
сотворятъ, а Христосъ и исцѣлитъ; а ворамъ-тѣмъ горько да не
знаютъ, какъ извѣсти праведника-того» (Мат. ѴШ, стр. 64—65,
см. также Приложенія). Божественная помощь проявляется, какъ
видно изъ этихъ словъ, въ равнаго рода знаменіяхъ, и въ числу
подобныхъ чудесныхъ знаменій можно отнести и открытіе мощей
€ олонецкаго угодника, игумена Иринарха, «бывшаго древле въ
православной вѣре при благочестивомъ царѣ Михаилѣ Ѳедоро-
ячѣ»; этотъ фактъ, по мнѣнію Аввакума, долженъ служить
яркимъ обличеніемъ никоніанъ: «Иринархъ по всей земли вѣр¬
ныхъ возвѣселилъ, а никоніянъ вбѣсидъ и скорбь имъ наведе
явленіемъ своимъ, понеже старыя нашія изгнанныя православ¬
ныя вѣры , кринъ процвѣтѣ на обличеніе никоніаномъ, новолщб-
цамъ, врагомъ и отступникомъ отъ Христа и отъ Пречистыя
Богородицы и отъ Соловецкйхъ чудотворцевъ» (см. Приложенія,
стр. 68—69). За всѣ свои прегрѣшенія, за отступничество и за преслѣ¬
дованіе правовѣрныхъ, никоніяне будутъ жестоко наказаны при
будущемъ судѣ Христовомъ: эта мысль подробно развивается,
на основаніи апокалипсическихъ предсказаній, въ толкованіи на
6-ю главу Премудрости Соломона, причемъ дается такое предо¬
стереженіе: «Добро бы образумитца и, яко отъ сна, убудитися
коемуждо отъ злобъ своихъ, пачеже сквернъ любодѣянія церков¬
наго и догматънаго измѣненія .престать» (Прилож. стр. 58). Та¬
кое же предсказаніе осужденія: «в печаль и в скорбь вѣчную со
діаволомъ мучитися» и обѣщаніе, что при отсутствіи покаянія
никоніянъ, «Богъ пріидетъ скоро и брань сотворитъ съ ними
мечемъ устъ своихъ и двигнетъ престолы ихъ и кости ихъ пре¬
дастъ псомъ на снѣденіе, якож Іезавелины», мы находимъ въ
толкованіи на 12-ю главу пророчествъ Исаіи (Прилож. стр. 71, 72). Однако успокоиться одной этой мыслью о будущемъ возмез¬
діи оказывается для Аввакума очень труднымъ, и онъ припо¬
минаетъ для утѣшенія своей паствы, какъ были наказаны раз¬
ные нечестивцы, Манасія, Валаамъ, Іезавель; откровенно заяв¬ Оідііііесі Ьу