Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
226 санія не слушалъ, заповѣдей Христовыхъ не хранилъ и мило¬
стыни не творилъ. День пришелъ лютой. Кто избавить? Господа
не утѣшилъ: того ради неутѣшимый плачь , обрѣте. Бѣдной, бѣд-.
ной! Пропалъ душею и тѣломъ. А какъ бы жилъ бойся Бога,,
никоніянъ-тѣхъ шпыней не слушалъ, и держалъ старую вѣру,
и жилъ бы такъ, какъ апостоли и святіи отцы научиша: такъ
Господь бы тя избавилъ, и сохранилъ За что ты здѣсь от¬ щепился отъ Христа, и пречестную икону Богородичну со пре-
стола согналъ н прочія ереси любезнѣ держалъ, а правовѣрныхъ,
пекъ и огнемъ палилъ? Будетъ ти и самому жарко въ день лютъ,
отъ Господа; а неченые-те отъ вѣры живы будутъ тамъ». Хотя
въ этомъ разсужденіи и не называется прямо царь Алексѣй Ми¬
хайловичъ, но легко замѣтить, что рѣчь идетъ о лицѣ, имѣю¬
щемъ власть, поддерживающемъ еретиковъ-никоніянъ; а кромѣ-
того общій характеръ этого обличенія позволяетъ его сблизить
съ обращеніемъ Аввакума (во второмъ посланіи къ Симеону) къ.
царю Максиміану, подъ именемъ котораго можно разумѣть царя
ѵ Алексѣя Михайловича. Нѣсколько иное отношеніе къ царю мы видимъ въ толкова¬
ніи псалма 44-го: здѣсь отступленіе царя отъ истцннной, старой
вѣры извиняется тѣмъ, что онъ былъ соблазненъ Никономъ и
его помощниками, причемъ опять является что-то въ родѣ чаро¬
дѣйства, такъ какъ Никонъ «умъ отнялъ у милова, какъ близь
его былъ». «Я вѣть тогда тутъ былъ, все вѣдаю, поясняетъ Авва¬
кумъ,—всему тому сваха Анна Ртищева со дьяволомъ. Какъ его
причастилъ антидоромъ, такъ съ тѣхъ мѣстъ возми, да понеси,
да ломай все старое, давай новую цѣру римскую, и протчая ереси
клади въ книги; а кто обрящется противенъ, того осуждай въ
сидки и въ смерти, сажай живыхъ въ землю». Во всемъ вино¬
ваты архіереи, которые внушили царю, что онъ долженъ имъ.
«указывать», можетъ «владѣть церковью и измѣнять догматы».
Называя православныхъ архіереевъ волками и душегубцами, Ав¬
вакумъ сравниваетъ ихъ съ «земскими ярыжками»: что имъ ве¬
лятъ, то и творятъ. Только у нихъ и вытвержено: а-се, госу¬
дарь, во-се, государь, добро, государь! Медвѣдя Никонъ смѣяся
прислалъ Іонѣ Ростовскому на дворъ, и онъ челомъ медвѣдю,—
митрополитшцо, законоположникъ! А тутъ же въ сонмищѣ съ
палестинскими сидитъ, бытто знаетъ! А о Павлѣ Крутицкомъ
мерзко и говорить: тотъ явной любодѣй, церковной кровоядецъ. Оідііііесі Ьу ѵ^оод 1е