Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
222 замѣтили выше, имѣютъ главнымъ образомъ цѣль полемическую,
обличеніе никоніянъ: передъ нами въ этихъ толкованіяхъ вы¬
ступаетъ не церковный экзегетъ, а скорѣе публицистъ, поль¬
зующійся текстомъ Священнаго Писанія, какъ орудіемъ для обли¬
ченія своихъ противниковъ, и потому часто отвлекающійся отъ
задачи истолковательной. Такія отступленія иногда очень велики
по объему, и одно изъ нихъ при толкованіи псалма 44-го въ
сборникѣ Богдановскомъ составляетъ даже особую статью. По, прежде чѣмъ разсматривать эту полемическую сторону
толкованій Аввакума, отмѣтимъ въ нихъ нѣсколько примѣровъ
реализма, подобнаго тому, съ которымъ мы встрѣчались при
разборѣ толкованій на книгу Бытія; такіе образцы, безъ поле¬
мическихъ выходокъ противъ православныхъ, весьма немного»
•численны, ихъ всего три: 1) въ толкованіи стиха 2 псалма 40
значеніе милостыни на страшномъ судѣ сравнивается съ про¬
ѣзжей памятью: «гдѣ ни показалъ, ино не держать»; 2) говоря
о томъ, что не слѣдуетъ предаваться унынію при смерти близ¬
кихъ людей (въ толкованіи стиховъ 14—16, IV главы Премудро¬
сти Соломона), Аввакумъ представляетъ слѣдующую картину по¬
минанія умершихъ людьми нечестивыми: «у грѣшныхъ же по¬
минаніе не тако, но наварятъ на поминки вина и пива и на¬
пьются пьяни и передерутся, а бабы по мертвыхъ кричать да
вопятъ, яко невѣрніи иноземцы: кленутъ зъ горя плачучи и не¬
бо, и землю, и тварь всю, и самому Творцу досаждаютъ»;—оче¬
видно, въ этомъ случаѣ мы имѣемъ дѣло съ личными наблкк
деніями Аввакума надъ окружавшей его дѣйствительностью;
3) такая же жизненная черта проявляется и въ нѣсколько книж¬
номъ толкованіи стиховъ 2—3* гл. 56 пророч. Исаіи: сказавъ о
роскошной жизни себялюбивыхъ богачей, Аввакумъ замѣчаетъ:
«а къ душевному строю претить діаволъ въ церковь, и нищимъ
подати не хощетъ, а что и подастъ, ино смѣху достойно, де-
нешку и полденешку, или кусокъ корки сухіе. А имѣетъ ты-
сящи серебра и злата, и на псахъ ожерелки шелковые и коль¬
ца серебряные». Наконецъ, укажемъ еще одинъ такой примѣръ,
однако уже съ примѣсью полемической: въ толкованіи стиха 9,
главы IV Премудрости Соломона никоніяне сравниваются, но
своему увлеченію всякой новизной, съ ребенкомъ, который «по
землѣ прилежай, и щепу и г...о поемля, въ ротъ себѣ пихаетъ, Оідііігесі Ьу і^оодіе