Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
стомъ», ссылается на апостола Павла, Псалтырь, библейскія
явленія Бога Аврааму, Моисею, Исаіи, Іезекіилю, Даніилу, на
Діонисія Ареопагита и на «Слово Василія Великаго на Рожде¬
ство Богородицы». 2) Послѣ этого опровергается мнѣніе «Бесѣды» о сотвореніи
ангеловъ: «Да въ ложныхъ же тетратяхъ пишетъ, вопросъ Ва¬
силіевъ, бутто сице: протолкуйте ми, отъ чего взяты ангели
быша? Толкъ лукавый: отъ Святаго Духа глаголетъ». Здѣсь
опять находимъ незначительное измѣненіе текста, изданнаго
А. Н. Пыпинымъ, опроверженіе же сопровождается ссылками на
Псалтырь и каноны. 3) Далѣе излагаются суммарно космогоническія положенія
«Бесѣды»: «Да у нихъ же писано: отъ чего солнце взято? От¬
вѣть; отъ честныя ризы Господня (а мѣсяцъ отъ духа и отъ
престола Господня), а земдя-де отъ пѣны морскія,—ангели-де по
морю пѣну собирали, и отъ того-де Богъ землю сдѣлалъ, и на
трехъ большихъ китахъ и на 35 малыхъ устроилъ, а море-де
на желѣзныхъ столпахъ утвержено». Опровергнувъ кратко эти
положенія, въ которыхъ не находится «церковнаго разума»,
Аввакумъ ссылается на книгу Бытія и «Толковый Гранографъ».
Изъ Гранографа берется упоминаніе объ огненномъ небѣ. Земля
взята, замѣчаетъ Аввакумъ, не изъ пѣны, а изъ воды, и ле¬
житъ на водахъ, а не на китахъ. Опровергая заблужденія «Бе¬
сѣды», Аввакумъ старается говорить образно и «просто», непо¬
нятныя реченія объясняетъ, примѣняясь къ своей паствѣ: такъ,
возражая противъ происхожденія земли изъ пѣны, оцъ гово¬
ритъ: «пѣна легкое дѣло; а водное естество тяжко; потому и
земля тяжела»; приведя слова псалма «основа землю на тверди
своей», онъ поясняетъ: «просто молвить: сгустилися подъ нею
воды, да на нихъ и плаваетъ лежа,—Богъ приказалъ». Уже въ
этихъ мелкихъ замѣчаніяхъ можно замѣтить тотъ реализмъ,
который съ такой силой проявляется при объясненіи грѣхопа¬
денія первыхъ людей. Газобравъ указанные вопросы «Бесѣды трехъ святителей»,
Аввакумъ обращается къ толкованію книги Бытія. Главный его
источникъ при этомъ тотъ же «толковый Гранографъ» или Па¬
лея, на нихъ онъ иногда прямо указываетъ, иногда пользуется
ими безъ указанія: такъ напримѣръ, изъ Палеи или Хронографа
взяты названія звѣздъ: «Аррисъ, Ермисъ, Афродита, Кронъ», Оідііііесі Ьу ^ооя іе