Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
204 того всѣ указанныя толкованія заключаютъ въ себѣ рядъ поле¬
мическихъ выходокъ противъ ненавистныхъ Аввакуму нико¬
ніанъ, такъ что болѣе общимъ побужденіемъ написанія этихъ
нстолковательныхъ сочиненіе можно признать желаніе доказать
свою правоту посредствомъ истолкованія Священнаго Писанія
въ извѣстномъ направленіи. Первое по времени изъ этихъ сочиненій «Списаніе и собра¬
ніе» является опроверженіемъ апокрифическаго памятника только
въ началѣ, а затѣмъ Аввакумъ занимается толкованіемъ пер¬
выхъ трехъ главъ книги Бытія и излагаетъ кратко содержаніе
послѣдующихъ пяти главъ. Разбирая «Бесѣду трехъ святите¬
лей», Аввакумъ прежде всего (нѣсколько ошибочно) указываетъ
на историческую невозможность бесѣдъ между Василіемъ Вели¬
кимъ, Григоріемъ Богословомъ и Іоанномъ Златоустомъ, такъ
какъ они жили въ разное время. Обращаясь къ содержанію
«Бесѣды», Аввакумъ разсматриваетъ только нѣкоторые изъ пер¬
выхъ ея вопросовъ. 1) «Вопросъ Василіевъ: гдѣ бѣ Богъ, егда не бѣ свѣтъ? А
Григорій будто протолковалъ сице: есть на небеси три каморы,
тамо бысть въ каморахъ Отецъ, Сынъ и Святый Духъ» (Мат. V,
стр. 311). Этотъ пунктъ представляетъ сокращеніе текста, имѣю¬
щагося въ изданіи А. Н. Пыпина, гдѣ эти вопросы и отвѣты
являются въ слѣдующей формѣ: «Василій рече: гдѣ Богъ пер-
вѣе жилъ, иже не бысть свѣта? Іоаннъ рече: суть каморы три
на вовдусѣхъ, ту бяше Господь въ трехъ каморехъ, агнцемъ, а
свѣту тогда не бысть. Григорій рече: Протолкуй ми Троицу въ
трехъ каморехъ. Іоаннъ рече: Отецъ, Сынъ и Святый Духъ,
единъ свѣтъ,- а трое огнь»5б). Очень можетъ быть, что такое
сокращеніе текста вопросовъ и "отвѣтовъ было уже въ томъ
спискѣ, который находился подъ руками Аввакума, хотя съ
другой стороны мы можемъ предположить, что Аввакумъ не счи¬
талъ нужнымъ, цитируя опровергаемое мнѣніе, сохранять его
форму: такъ, по крайней мѣрѣ, онъ поступилъ съ нѣсколькими
послѣдующими вопросами, ограничившись краткой передачей ихъ
смысла, что представлялось ему вполнѣ достаточнымъ для его
полемической цѣли. По этому первому вопросу Аввакумъ въ
доказательство ложности той мысли, что «Богъ объемлется мѣ~ ") Памят. стар. рус. лит. вып. III, стр. 169. Оідііігесі Ьу Ьоодіе