Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
держанія съ статьей «объ иконномъ писаніи», можетъ быть отно¬
сима къ 1673—4 гг., хотя такое основаніе очень шатко. Столь же шатки основанія для опредѣленія времени, «по¬
сланія къ нѣкоему Іонѣ», которое также имѣетъ въ содержаніи
нѣчто общее съ этими статьями. Ко второму разряду можно отнести слѣдующія сочиненія: 1) «Бесѣду о наятыхъ дѣлателяхъ», въ которой находимъ
такое мѣсто: «хотя много надосадить никоніанинъ, да какъ при-
шедъ (по другому списку: пришлетъ) съ лестью бывало: вѣдаю
твое чистое и непорочное и богоподражательное житье, помолись
обо мнѣ, и о женѣ, и о дѣтяхъ, и благослови насъ!-ѵ-такъ мнѣ
жаль станетъ, плачю предъ Богомъ о немъ. Да и нынѣ его
жаль,—не знаю што. Завелъ ево собака Никонъ-то за мысъ: а
то онъ доброй человѣкъ былъ. Знаю я ево». Никоніанинъ, о ко¬
торомъ эдѣсь говорится, конечно, царь Алексѣй Михайловичъ,
такъ какъ слова «вѣдаю твое чистое и непорочное и богоподра¬
жательное житіе» и т. д. были переданы Аввакуму, по разсказу
«Житія», отъ лица царя Матвѣевымъ и Башмаковымъ. Судя по
приведенному отрывку, можно думать, что эта бесѣда написана
уже послѣ смерти царя, такъ какъ о немъ говорится въ про¬
шедшемъ времени; однако г. Смирновъ полагаетъ на основаніи
тѣхъ же словъ, что «Бесѣда» писана при жизни царя Алексѣя
Михайловича (Ж. М. Н. П. 1899, кн. 1, стр. 266); хота г, Смир¬
новъ и говоритъ, что это «ясно видно», но мы такой ясности
не замѣчаемъ. 2) «Посланіе къ Исидору» (Мат. ѴШ, стр. 100 — 102) отно¬
сится къ царствованію Ѳеодора Алексѣевича и, можетъ быть, къ
тому же времени надо отнести'и второе посланіе къ Исидору,
напечатанное вслѣдъ за этимъ. 3) «Посланіе къ Борису» можетъ быть отнесено тоже къ цар¬
ствованію Ѳеодора Алексѣевича; такъ какъ въ этомъ посланіи
упоминается шуменъ Сергій, лицо, тождественное съ ученикомъ
Аввакума Симеономъ, а это переименованіе произошло уже въ
царствованіе Ѳеодора Алексѣевича. Кромѣ того, по весьма вѣ¬
роятному предположенію П. С. Смирнова, проектъ подачи царю
челобитной, о которомъ здѣсь говорится, должно быть, явился не
за долго до смерти самого Аввакума и былъ осуществленъ уже
въ правленіе царевны Софіи, во время стрѣлецкихъ смутъ. Изложенными соображеніями ограничивается все, что мы мо~ Оідііііесі Ьу