Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
194 послѣ паки тѣмже хвалится зломъ, и въ вамъ писа, еже подъ
правило свое мя положи по рвенію»43).' Тонъ изложенія у Ѳедора гораздо болѣе сдержанный, чѣмъ у
Аввакума, хотя и у него мы находимъ мѣстами грубыя выраже¬
нія, въ родѣ, напр.: «и сіе ваше, зловѣріе и дуракъ узнаетъ», или
такое объясненіе: <А который человѣкъ во Христѣ Богѣ моемъ
самаго существа и самыя невидимыя ипостаси не исповѣдуетъ
въ немъ, таковый подобенъ есть мужу ругателю, или дураку,
паЧе же бѣснующемуся, иже бы аще, видя царя земнаго лице,
и вѣнецъ и багряницу, на себѣ носяща; и вѣнецъ и ризы на
царѣ почитаетъ и поклоняется, а лице само царево безчеститъ,
и ругается ему, и отмщается его: и за буйство и бѣснованіе
сподобляется милости отъ царя своего; аще ли отъ ума тако
дуритъ таковый, лютой казни смертной предается въ правду»44).
Эта послѣдняя фраза, напоминающая о смертной казни, пока¬
зываетъ намъ, что и Ѳедоръ далеко не особенно милостиво былъ
настроевъ по отношенію къ своимъ противникамъ. Однако, въ
концѣ посланія мы находимъ у него довольно безпристрастный
о нихъ отзывъ: «Подвижники они и страстотерпцы великія, отъ
никоніянъ за церковныя законы святыхъ отецъ доблественнѣ,
и терпѣніе ихъ и скорби всякія многодѣтныя бодпш первыхъ
мучениковъ мнится ми воистинну. За таже вся и азъ с ними
стражду и умираю купно. И еже бо новоприбывшая ихъ оная
мудрованія непріятна мнятся мнѣ зѣло, и та вся отлучаютъ мя
отъ нихъ, и тѣми раздражаютъ мя вельми, и воспаляютъ
присно»45). Нетерпимость, отмѣченная нами у Ѳедора на словахъ, со
стороны его противника выразилась не одними ругательствами,
не одними посланіями въ равнымъ его ученикамъ, Игнатію Со¬
ловецкому, игумену Сергію4в), но и крайне неприглядными дѣй¬ 43) Мат. VI, стр. 12р—126. Не есть ди этотъ эпиэодъ тотъ же самый, о
которомъ съ указаніемъ другихъ мотивовъ передаетъ самъ Аввакумъ въ по¬
сланіи къ Маремьянѣ Ѳедоровнѣ? Этимъ, можетъ быть, дается, какъ увидимъ
далѣе, основаніе для опредѣленія даты посланія. **) Мат. VI, стр. 133. **) Мат. VI, стр. 137. *6) Ѳедоръ говорить, будто 'Аввакумъ писалъ объ атигь спорахъ царю и
царевнамъ: «діаконъ-де во едипобожѳство впалъ, прельстился* *, Мат. VI, 125;
но насколько это достовѣрно, мы не знаемъ. Оідііігесі Ьу (^оодіе