Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
192 Кромѣ этой бездоказательности, происходящей отъ неполноты
источника, насъ поражаетъ въ «письмахъ» не знающій предѣла,
ругательный тонъ, съ которымъ Аввакумъ обращается къ сво¬
ему противнику. Дьяконъ все время называется уничижительно
Ѳедькой и награждается всевозможными бранными эпитетами,
какъіто: «еретичешко худой, ересникъ, прелагатай, отъ нико¬
ніанъ руко положененъ, поганецъ, собака косая, дуракъ страд¬
никъ, адовъ песъ, блядинъ сынъ» а т. д. Аввакумъ предаетъ
своего противника проклятію въ слѣдующихъ выраженіяхъ: «А
Федка прелагатай со единомысленники проклятъ да есть, ей да
будетъ и будетъ в вѣкъ, собака, блядинъ сынъ, адовъ песъ.
Вотъ тебѣ, отступникъ, Пѣсни пѣснямъ Соломоновы! Играй подъ
клятвою вѣчною, затворилъ тя Богъ въ противленіе истинѣ,
погибай со своими, окаянный!». Если сравнить съ этими полемическими отрывками то, что
писалъ Ѳедоръ, то сразу замѣчается гораздо болѣе спокойный,
мягкій тонъ и стремленіе обставить свое изложеніе по возмож¬
ности ристематическими доказательствами. Ѳедоръ самъ указы¬
ваетъ тоть методъ, котораго слѣдуетъ держаться для разрѣше¬
нія спорныхъ вопросовъ; онъ пишетъ своему сыну: «И ты, чадо
мое животное Максиме, аще знаеши тѣхъ мнящихся быти учи¬
телей и наставниковъ погибели и во тьмѣ невѣдѣнія шатаю¬
щихся, вели имъ прочеств трезвымъ умомъ и съ чистою совѣ¬
стію четыре Христова Евангелія, изряднѣе же Сына Громова
богословіе, и прочихъ святыхъ апостоловъ проповѣдь вселен¬
ную, и святыхъ седми соборовъ и девяти помѣстныхъ дѣянія и
правила ихъ пройти, ксимже святыя учителныя слова прочести
съ разумомъ и со извѣстнымъ испытаніемъ, да ктоыуже и вся
службы на господьскія двунадесятыя праздники просмотрите,
стихѣры я славники, и ирмосы, и каноны, богомудрыхъ твор¬
цовъ гранесія» 41). Но кромѣ доказательствъ отъ книгъ Ѳедоръ въ свое оправ¬
даніе разсказывалъ о разныхъ своихъ чудесныхъ видѣніяхъ,
легко возникавшихъ вслѣдствіе того удрученнаго состоянія, въ
которомъ онъ находился подъ вліяніемъ тяжелаго для него столк¬
новенія со своимъ духовнымъ отцемъ и соузникомъ. Вотъ для
примѣра одно такое видѣніе: «Въ постъ Филипповъ отпѣхъ за- ") Мат. VI, стр. 101. Оідііігесі Ьу ѵ^оодіе