Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
190 Христа и намъ дана таже власть, архіѳрѳомъ и іереомъ, якожѳ
я Петру, право правящимъ слово Господне,'-вмѣстѣ сѣдинъ на
горнемъ мѣстѣ подъ его Петровымъ крестомъ» зѳ). Ивъ этого
можно видѣть, что въ спорѣ опять таки было какое-то недора-
-зумѣніе, происходившее отъ неясности выраженій, которыхъ, къ
сожалѣнію, мы не знаемъ. Резюмируя наложенныя свѣдѣнія о еретическихъ мнѣніяхъ
Аввакума, мы находимъ правильнымъ установить слѣдующія по¬
ложенія: 1) Отвергать дѣйствительность споровъ, происходившихъ ме¬
жду Пустозерскими расколоучителями, и существованіе еретиче¬
скихъ мнѣній Аввакума, какъ это дѣлаетъ Семенъ Денисовъ въ
•своемъ «Виноградѣ», не представляется возможнымъ,—и это уже
доказано митр. Макаріемъ, Александромъ Б., авторомъ статьи
«Протопопъ Аввакумъ, какъ вѣроучитель и законодатель раскола»,
я П. С. Смирновымъ. 2) Предметы, по которымъ произошелъ споръ между раско¬
лоучителями, точно опредѣляются нашими источниками, перечи¬
сленными выше. 3) Однако, источники эти не полны или односторонни. Пока¬
занія Ѳедора, несмотря на видимую его добросовѣстность, не мо¬
гутъ быть принимаемы бевъ всякихъ оговоровъ: въ нихъ пере¬
дается вполнѣ, вѣроятно, точно самая сущность еретическихъ
мнѣній Аввакума, но они не даютъ намъ ключа къ опредѣленію
причинъ возникновенія этихъ мнѣній. Собственныя сочиненія Ав¬
вакума, относящіяся къ данному вопросу и сохранившіяся только
въ отрывкахъ (за исключеніемъ «Бесѣды объ Авраамѣ». «Посла¬
нія къ нѣкоему Іонѣ» и «Посланія къ Сергію»), именно благо¬
даря этой отрывочности, не даютъ достаточно прочнаго основа¬
нія для сужденія о генезисѣ еретическихъ взглядовъ протопопа. 4) Но все же мы можемъ по нѣкоторымъ выраженіямъ, нами
указаннымъ, предположить, что еретичество Аввакума, по край¬
ней мѣрѣ въ нѣкоторыхъ пунктахъ спора, имѣло источникомъ
желаніе опровергнуть предполагаемое еретичество противника;
опровергая такую ересь, Аввакумъ, благодаря неумѣнію отвле¬
ченно мыслить, благодаря стремленію представлять свою мысль .
въ возможно образной, рельефной формѣ, увлекаясь полемиче- м) Мат. V, стр. 281-282. Оідііігесі Ьу ^лоодіе