Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
186 ворюга: «нѳ сходитъ само Божество и существо съ неба на землю,
не вездѣ есть Богъ •существомъ» *8). . Но если существо Божіе отличается «непоступностью», то
какъ согласовать съ этимъ свойствомъ ученіе о Христовомъ
воплощеніи? Какъ допустить, чтобы Богъ, «непоступно суще¬
ствомъ пребывающій въ вышнихъ», могъ сойти «въ чрево Дѣ-
выя», быть «во гробѣ съ плотію», «во адѣ душею нагою», «въ
_раи со разбойникомъ»? Не явится ли такимъ образомъ «разсѣ¬
ченіе единороднаго Сына на четыре ипостаси»? И вотъ, чтобы
избѣжать такого противорѣчія своему основному взгляду на свой¬
ство существа Божія, Аввакумъ сталъ проповѣдывать, что Богъ
вочеловѣчился не существомъ, но благодатью. «Азъ исповѣдую,
писалъ онъ къ Сергію, и вѣрую свойство недвижимо, но изліявъ
Себе Богъ Слово во утробу Дѣвыя силу существа естественную,
припряженна бо къ Божію хотѣнію Ему сила: восхотѣвъ бо,
изліявъ Себѣ неизреченно, а самое существо отнюдь, отнюдь не¬
поступно. Отча нѣдра не оставль, сошедъ на землю силою благо¬
дати несказанно. Не самое Божественное существо поступи отъ
превыспреннихъ, но промыслъ неизглаголанъ. Якоже пророцы
видѣша, тако и вочеловѣчися Сынъ Божій дѣйствомъ Духа Свя¬
таго, а нѳ самымъ существомъ, но схожденіемъ». Опять являлось
новое матеріальное уподобленіе схожденія Божества солнечному
свѣту: «Якоже солнце луча своя на землю низпущаетъ, а самый
кругъ огня выспрь при тверди, тако и о Бозѣ подобаетъ разу?
мѣвати». Авцакуму казалось, что, допуская воплощеніе Бога
существомъ, придется предположить «истощеніе Божественнаго
существа»; поэтому онъ особенно настоятельно говорилъ, что
Христосъ «вочеловѣчися неотлучнымъ Божествомъ существа
Своего отъ нѣдръ Отчихъ», что «самое существо ипостаси не
истощися и пребысть нераздѣльно и отъ Отца неотлучно», что
«Христосъ существомъ весь горѣ со Отцемъ бысть несѣкоио» ав).
Такимъ образомъ, источникъ этого новаго заблужденія Авва¬
кума опять-таки заключается въ полемическомъ увлеченіи, въ
стремленіи опровергнуть мнимую ересь Ѳедора, будто-бы разсѣ- *•)*•) Мат. VI, стр. 110. ”) Ркп. Черниговской дух. оѳм. ІЙ 135, ст. 12. Это же ученіе о вопло¬
щеніи находится и въ посланіи Аввакума къ нѣкоему Іонѣ, Хр. Чт. 1888, I,
стр. 762 (См. также Приложенія къ настоящему изслѣдованію). Оідііііесі Ьу Соодіе