Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
184 і,- 1 и г/Ѵ V * - 'Г ■ 4.ѵ Г!'; - одобряется, «если кто и всю книгу ту за Христово безчестіе во
огнь кинетъ» ав). Догматическій споръ о лицахъ Св. Троицы привелъ Пусто*
зерскихъ раскодоучнтелей къ вопросу объ общихъ свойствахъ
Божества, и отсюда истекли два новыхъ заблужденія Аввакума,
касавшіяся догматовъ воплощенія Христова и сошествія Св.
Духа на апостоловъ. Разногласіе произошло, можетъ быть, прежде
всего изъ-ва вопроса о томъ, какъ слѣдуетъ понимать вездѣ¬
присутствіе Божіе,—это вопросъ основной, отъ котораго зави¬
сѣло правильное пониманіе спорныхъ догматовъ, хотя, ставя этотъ
вопросъ впередъ, мы не рѣшимся утверждать, чтобы и по вре¬
мени онъ возникъ раньше; дѣйствительно, легко могло быть,
что послѣ обнаруженія тѣхъ или другихъ еретическихъ мнѣній,
противники рѣшили обратиться къ самому основанію этихъ мнѣ¬
ній, а основаніе это въ «спорныхъ письмахъ» Аввакума явля¬
лось въ такой формѣ: «Исповѣдую всюду Божій промыслъ,
всюду Божія сила, всюду обдержитъ неизреченно, всюду видитъ
и слышитъ всевидящее Око, а свойства блаженнаго Существа
въ вышнихъ пребываетъ, въ свѣтѣ живый неприступнѣмъ, а на
землю и подъ землю недоступно» ”). Такимъ образомъ существо
Бога представлялось сознанію Аввакума съ нѣкоторымъ про¬
странственнымъ ограниченіемъ, «пребывающимъ въ вышнихъ»,
«недоступнымъ»; подобное представленіе о «недоступности» Бо¬
жества можно видѣть и въ приведенныхъ уподобленіяхъ Бога
земному царю. Эта мысль заключается въ томъ положеніи, что
Богъ «великъ не по существу состава, но великъ и всесиленъ
властію державы, въ существѣ Его къ хотѣнію припряжена
сила: что восхощетъ, то и сотворитъ». Величіе «властію дер¬
жавы» и «недоступность существа» тѣсно между собою связаны,
и вѣроятно, первое положеніе предшествовало второму, а его
источникъ опять-таки заключался въ стремленіи въ образности,
которое выразилось въ уподобленіи Бога земному царю, «не ве¬
ликому, но веэдѣ обладающему». Теорія «непоступности» Боже¬
ства у нѣкоторыхъ сторонникомъ Аввакума, по словамъ діакона
Ѳедора, выражалась еще болѣе радикальнымъ образомъ; они го-' и) Мат. VIII, стр. 108. 112 Ркп. Черниг. дух. сем. № 136, ст. 18 (См.
Приложенія). эт) Ркп. Черниговской -дух. сем. № 135, ст. 7 (См. Приложеніи). Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе