Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
163 голюще: возмите врата князи ваша и прочая»; и 5) Олова Евсе¬
вія Самосатскаго: «Идущѳ предъ Спасителемъ силы вопіяху: воз-
мите врата князи ваша». Послѣднія двѣ цитаты, не имѣющія прямого отношенія къ
вопросу о томъ, сходилъ ли Христосъ въ адъ тѣломъ и душой,
или одною душою, явились у Аввакума для опроверженія мнѣ¬
нія, которое Ѳедоръ высказалъ въ устныхъ спорахъ, о томъ,
что «душа Христова была снесена въ адъ смертью и дьяволомъ».
Доказывая это свое положеніе, Ѳедоръ ссылался на одно выра¬
женіе въ 4 словѣ «Просвѣтителя» Іосифа Водоцкаго 35) и на со¬
чиненія Григорія Омиритскаго. Аввакумъ называлъ это мнѣніе
«бреднями» и съ негодованіемъ восклицалъ: «статное ли дѣло,
душу Божію діаволамъ обладать? Смерть и тѣломъ не обладала,
нежели душою! Какой то будетъ Богъ, что душу свою отъ раз¬
бойниковъ отнять не могъ?» Ссылка Ѳедора на авторитетъ
Іосифа Водоцкаго к Григорія Омиритскаго не удовлетворяла Авва¬
кума, онъ высказывалъ сомнѣніе въ принадлежности такого
взгляда этимъ святымъ: «святое-тъ бы насилу самъ написалъ
бы такъ. Полно, воръ нѣкто такой же въ книгу ту его внесъ,
что и Ѳедка отступникъ, въ тетрадкахъ подметныхъ чтути. На
Григорья того Амиритскаго солгалъ нѣкто воръ,—именемъ ево
бездѣлицу утвержаетъ». Интересны при этомъ нѣкоторыя общія
критическія положенія, высказывавшіяся Аввакумомъ: «Сего ли
дни воруютъ? Во-ся петь Климантовы-тѣ книги, и повыше
Іосифа—того, не исказили-ль? Или и Григорія Низкова правила?
Въ письменныхъ тѣхъ всячину найдешь! Во псалтыряхъ тѣхъ
толковыхъ есть всячина: тодковщиковъ тѣхъ много!» Но даже,
если тѣ свидѣтельства, на которыя опирался Ѳедоръ, дѣйстви¬
тельно принадлежатъ святымъ Іосифу и Григорію, то и въ та¬
комъ случаѣ они, по мнѣрію Аввакума, не могутъ имѣть зна¬
ченія: «Іосифъ Волоцкій ратуется съ писаніемъ, пишетъ не¬
ладно», «и тому не подобаетъ вѣрить». Поэтому правовѣрнымъ
дается совѣтъ плюнуть въ то мѣсто, идѣже писано, «яко діаволъ
и смерть душу Христову безъ тѣла во адъ волочили» и даже 3939) И сведена бысть смертію л діаводомъ душа Его въ адъ, имущи въ
себѣ потаено Божество, яко на удици дщянія. «Просвѣтитель», 3-е изд.,
стр. 156. . - * /г "