Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
179 возможно, что выраженіе «другъ въ друзѣ вмѣщеніе имуть», взя¬
тое внѣ связи съ остальной аргументаціей Ѳедора, возбуждало
въ Аввакумѣ и Лазарѣ подозрѣніе, что Ѳедоръ «прячетъ суще¬
ство въ существо», помѣщаетъ «существо Божества внутрь От¬
ца», впадаетъ въ «единобожество» 10). Приведенныя выше слова: «Христа того не скрывайте, ере¬
тики, въ Троицу мѣсяще, недовѣдомѣ изліянія-того во Христѣ
благодать, того же существа сѣдит на особномъ престолѣ,
равно Святѣй Троицѣ сцарствуя» мы нашли въ статьѣ «О сло¬
женіи перстъ» въ сборникѣ Черниговской духовной семинаріи,
<№ 134. Тамъ эти слова приписана Мелетію, патр. Антіохійскому,
и являются обличеніемъ троеперстнаго крестнаго знаменія. Это
обстоятельство, на нашъ взілядъ, можно считать подтвержде¬
ніемъ предположенія, высказаннаго П. С. Смирновыхъ, что ере¬
тическое ученіе о св. Троицѣ въ примѣненіи къ крестному зна¬
менію могло явиться и при самой первой вспышкѣ протеста
противъ Никоновыхъ исправленій, въ челобитной, поданной Ав¬
вакумомъ и Даніиломъ Костромскимъ. Такимъ предположеніемъ
г. Смирновъ объясняетъ вопросъ Никона восточнымъ патріар¬
хамъ: «Како разумѣти двѣма персты, указательнымъ и среднимъ,
смотрѣнія таинство, яко да не возмнится кому четвертое лицо
въ составѣхъ имѣти»; такимъ же образомъ объясняется и на¬
ставленіе «Скрижали»: «зрите убо, еда не впадете, аще и нехо-
ткщимъ вамъ, во еже мудрствовати двѣ ипостаси во единомъ
Христѣ и раздѣляти по Несторію, глаголющему иного убо быти
сына Бога Слова, иже отъ Отца рожденнаго прежде всѣхъ, дру¬
гаго же Іисуса иже изъ Назарета, человѣка проста нешцевав-
шему, и по любви соединенна, а не Бога истинна воплощшася,
якоже и вы нынѣ раздѣляете: первѣе въ трехъ перстѣхъ изо¬
бражающихъ святую Троицу укаэуете быти Сыновню ипостась,
таже особь отдѣливше ину повѣдаете быти, во указательномъ,
глаголю, и великосреднемъ» 30). Объясненіе г. Смирнова пріоб¬
рѣтаетъ, по нашему мнѣнію, еще большую вѣроятность въ виду
указаннаго нами примѣненія еретическаго ученія о Троицѣ къ
вопросу о перстосложеніи. Тѣмъ не менѣе мы не рѣшимся пока
* утверждать, чтобы статья «о сложеніи перстъ», которую мы раз- •• Мат. VI, стр. 121. 20) Хр. Чт. іЬій., стр. 68—64.