Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
178 Сынъ одесную, а Духъ Святый ошуюю Отца на нѳбеси на раз¬
ныхъ престолахъ,—яко царь з дѣтьми сѣдить Богъ Отецъ,— а
Христосъ на четвертомъ престолѣ особномъ сѣдить предъ От-
цемъ небеснымъ»! 1в) За Лазаремъ и Аввакумъ началъ, по вы¬
раженію Ѳедора, счетверить» Троицу, причемъ такое свое ере¬
тическое толкованіе онъ мотивировалъ опять же, какъ опровер¬
женіе ереси Ѳедора, который будто бы утверждалъ, что «Хри¬
стосъ возшедъ на небо сѣде во Отцѣ». Ѳедоръ рѣшительно от¬
рицаетъ справедливость подобнаго обвиненія, говоря, что Авва-
* кумъ на него «лжетъ по' страсти гнѣвной». Однако опроверже¬
ніе этой мнимой ереси Ѳедора является у Аввакума довольно
пространнымъ, онъ пишетъ: «не скрывайте, еретики, и Христа
тово, въ Троицу мѣсяще невѣдомѣ... Сѣдить на особомъ престолѣ
равно Святѣй Троицѣ сцарствуя. Сѣдить Богъ и человѣкъ одес¬
ную Бога на престолѣ Своемъ царскомъ. Да и ладно такъ, ди¬
тятко' бѣшеное: не замай Его, на престолѣ томъ своемъ сѣдить,
не пехай поганымъ своимъ языкомъ съ престола того царскаго
къ ногамъ Отца. Помнишь ли, собака, лаешь: существо дѳ Бо¬
жества внутрь Отца, а смотрѣніе подлѣ ногъ Отца близь сѣдить.
Такъ то ты говорилъ, громобитный врагъ»16 17). Какъ ни яростны эти нападки Аввакума на приписываемую
имъ Ѳедору ересь, въ собственномъ сочиненіи Ѳедора мы нахо¬
димъ вполнѣ православное изложеніе догматическаго ученія о св.
Троицѣ18); однако намъ кажется, что на этомъ основаніи мы не
можемъ вполнѣ бе8аппедяціонно обвинить Аввакума во лжи: очень
можетъ быть, что въ устномъ спорѣ со своими противниками
Ѳедоръ выражался не совсѣмъ такъ точно, какъ онъ излагаетъ
въ своемъ сочиненіи; а кромѣ того даже и въ письменномъ из¬
ложеніи мы находимъ такую фразу, которая отчасти можетъ намъ
объяснить возникновеніе подозрѣній Аввакума, далеко не обла¬
давшаго способностью и изготовкой къ отвлеченному богослов¬
скому мышленію. Вотъ эта фраза: «Авъ исповѣдую... единъ три-
сіяненъ образъ, другъ въ друзѣ вмѣщеніе имущъ кромѣ всякаго
размѣщенія и сліянія, по Богослову Григорьеву словеси». Весьма 16) Мат. VI, стр. 107—108. Ссылка Аввакума на икону явленія Св. Тро¬
ицы Аврааму была извѣстна и Ѳедору. Мат. VI, стр. 126. 1Т) Ркп. Чѳрннг. сем. № 136, ст. 14 <Хр. Чт. ІЪИ., стр. 72). 18) Мат. VI, стр. 97, 98, 108. ь. Оідііігесі Ьу і^оодіе