Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
176 Обращаясь къ первому вопросу, т. ѳ. къ догмату о св. Тро¬
ицѣ, мы видимъ, что Аввакумъ подозрѣваетъ Ѳедора въ стре¬
мленіи «слить» лица св. Троицы и противъ такого еретическаго
представленія направляется вся его аргументація, какъ въ «Бе¬
сѣдѣ объ Авраамѣ», такъ и въ тѣхъ сочиненіяхъ, которыя из¬
вѣстны намъ только въ отрывкахъ, причемъ рядомъ съ право¬
славнымъ изложеніемъ догмата мы находимъ у самого Аввакума
ересь, но только противоположную той, въ которой онъ обви¬
няетъ Ѳедора. Православное изложеніе мы видимъ въ «Бесѣдѣ объ Авра¬
амѣ», здѣсь говорится слѣдующее: «Вѣруемъ Божество и есте¬
ство единосраслено, а не .слитнѣ, тріипостасно и трисіятельно,
равносильно. Отецъ нерожденъ, Сынъ отъ того же естества ро¬
жденъ, Духъ Святый отъ Отца исходящъ. Три солнца незахо¬
дящія, три свѣта присносіяющія, озаряюща концы. Будина имъ
власть, едино господство. Богъ Отецъ, Богъ Сынъ, Богъ Духъ
Святый: не три Бови, но единъ Богъ. Вседержитель Отецъ, Все¬
держитель Сынъ, Вседержитель Духъ Святый: не три вседержи¬
теля, но единъ вседержитель. Подобнѣ и равнѣ и в сей святѣй
Троицѣ ничтоже первое, или послѣднее, ничтоже болѣе, или ме¬
нѣе, но цѣлы три составы и соприсносущны себѣ суть и равны».
Одинаковое съ приведеннымъ изложеніе (за исключеніемъ незна¬
чительныхъ, чисто внѣшнихъ отличій) мы находимъ и въ «Жи¬
тіи» Аввакума и въ его толкованіяхъ на 12 главу книги про¬
рока Исаіи14). Иначе выражается Аввакумъ въ недошедшихъ до насъ по¬
сланіяхъ къ діакону Ѳедору и къ Игнатію Соловлянину; здѣсь
прежде всего бросается въ глаза рѣзкій полемическій тонъ словъ
Аввакума, а кромѣ того изложеніе настолько сильно напра¬
вляется противъ предполагаемаго Аввакумомъ еретическаго слія¬
нія лицъ Св. Троицы,, что, получается прямо еретическое же
разсѣченіе Св. Троицы. Видно, что для Аввакума понятія: «су¬
щество», «естество», «лицо», «образъ» представлялись вполнѣ
тождественными, и потому-то онъ и спрашиваетъ Ѳедора: «По
твоему кучею надобѣ, едино лице и единъ образъ?» Игнатію онъ
пишетъ слѣдующее: «Зри, Игнатій Соловьянинъ, и вѣруй три-
сущную Троицу. Существо едино на трое равно раздѣляй: на м) Мат. У, 345—в, 7—8, ркп. И. Публ. Биб. О. I. 339, см. «Приложенія». ОідШгесІ Ьу