Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
162 а потомъ Ботѣ вмѣстилъ въ меня небо, и землю и всю тварь.
Мнѣ же молитвы непрестанно творящу и лѣствицу перебирающу
въ то время. И потомъ воставшу ми отъ одра легко, и покло-
нихся до земли Господеви». Этотъ разсказъ очень ярко характе¬
ризуетъ душевное состояніе Авракума, и мы видимъ, что, кромѣ
иэнуренія вслѣдствіе продолжительнаго поста, подобныя видѣнія
имѣли и чисто идейную подкладку: удрученный всевозможными
бѣдствіями, не разсчитывая на какое-либо снисхожденіе со сто¬
роны властей, протопопъ ищетъ утѣшенія въ иллюзіяхъ, въ
мысли о будущей своей силѣ, начинаетъ смотрѣть на себя, какъ
на какого-то избранника Божія, которому подвластны и небо, и
земля. По крайней мѣрѣ, въ такомъ смыслѣ толкуетъ онъ самъ
свое видѣніе: «Видяши ли, самодержавно?—обращается онъ къ
царю,—ты владѣвши, на свободѣ живучи, одною русскою землею;
а мнѣ Сынъ Божій (покорилъ) за темничное сѣденіе небо н
землю. Ты отъ здѣшняго своего царства въ вѣчной свой домъ
пошедши, только возмешъ гробъ и саванъ; азъ же присужде¬
ніемъ вашимъ не сподоблюся савана и гроба, но наги кости
мои псами и птицами растерзаны будутъ и по землѣ влачимы.
Такъ добро и любезно мнѣ на земли лежати, и свѣтомъ одѣяну
и небомъ покрыту быть. Небо мое и земля моя, свѣтъ мой и
вся тварь, — Богъ мнѣ далъ, якоже выше сего рекохъ». Эта
мысль о своемъ избранничествѣ въ награду за страданія и стой¬
кость въ вѣрѣ проявляется во многихъ сочиненіяхъ Аввакума,
и даже его автобіографія, какъ увидимъ далѣе, должна отчасти
служить подтвержденіемъ той же идеи. Однако и эта идея, и самый фактъ чудеснаго видѣнія могли
подвергнуться критикѣ со стороны враждебныхъ никоніанъ и,
какъ бы предупреждая подобный скептицизмъ, Аввакумъ счи¬
таетъ нужнымъ замѣтить, что ему «не первому показано сице», и
ссылается на Палею, въ которой разсказывается, какъ «ангелъ
великій Алтезъ древле восхитилъ Авраама выспрь, сирѣчъ на
высоту къ Богу, и показа ему отъ вѣка сотворенная вся Богу
тако изволшу». Эта ссылка имѣетъ въ виду извѣстное апокри¬
фическое «Откровеніе Авраама» і3), но въ этомъ памятникѣ мы
напрасно стали бы искать литературный источникъ видѣнія Авва¬
кума: вознесеніе Авраама на седьмое небо и открытіе ему небес¬ 13) Тихонравовъ. Пак. отроч, литер. т. I, стр. 64—77. Оідііігесі Ьу Соодіе