Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

Содержание
OCR
167 хнѣ мужъ свѣтелъ старъ, егоже познавалъ быти святаго про*
рока Илію Фезвитянина, п глаголаше ми, повелѣвая стояти въ
законахъ отеческихъ несумнѣнно и обличати измѣняющихъ за¬
конъ, и милость Божію сказуеть ми быти». Чтобы разрѣшить
споръ свой съ православными іерархами, Лазарь проситъ царя
дать ему съ ними очную ставку и даже выражаетъ готовность
подвергнуться испытанію судомъ Божіимъ. «Поведи, государь,
говоритъ онъ, дать мнѣ очную ставку со вдастми я съ ново*
любныхи книжники, кто изъ нихъ похочетъ, въ тѣхъ ихъ выше-
писанныхъ богохудныхъ ересяхъ, передъ кѣмъ ты, государь,
очныя ставки, да повелитъ твоя божественная царская власть
итги намъ на общую правду, на Божію судьбу, предо всѣмъ
царствомъ самовластно взыти на огнь во извѣщеніе истины, и
да явленно будетъ благочестіе отецъ твоихъ, и отымется всякое
сомнѣніе отъ душа благочестивыхъ и соединится святая церковь
и единогласно да славится Всесвятый Духъ» п). ' Посланіе Лаваря къ патріарху Іоас&фу представляетъ собой
сокращеніе его посланія къ царю, хотя съ другой стороны мы
въ немъ находимъ нѣкоторыя новыя подробности. Замѣчательно,
что, обращаясь къ патріарху, Лаэарь почему-то считаетъ его
своимъ сторонникомъ, называетъ «пастыремъ православнымъ,
избраннымъ Богомъ, который вручилъ ему престолъ великій свя¬
тыя церкви, дабы правити слово истинны»; напоминаетъ ему,
что «надо всяку неправду обличати, не' стыдитися лицъ силь¬
ныхъ». Все 8ло приписывается Никону; а потому его преемникъ
можетъ исправить его новшества. «Аще изриновенъ нечистый
звѣрь, иже во овчей кожи: подобаетъ ти, пастырю, и слѣдовы
ногъ его вагладити, дабы съ праваго пути малоумныя наша бра¬
тія и прочее христіанское множество на нечестивыя оны слѣды
не совращалися, и вослѣдъ въ истиннаго пастыря исходили».
Однако, высказывая нѣкоторую надежду на патріарха, Лазарь
не можетъ не обратиться къ нему съ укоромъ по поводу не¬
давняго строгаго распоряженія его относительно пустозерскихъ
ссыльныхъ. «А ты, пастырю, говоритъ онъ, вмѣсто попеченія и
промысла прислалъ свою грамоту въ пустозерскій острогъ, а въ
грамотѣ указалъ: только мы новыхъ книгъ и законовъ не пріи-
мемъ, и за то къ намъ отцемъ духовнымъ не приходить, и не ») Мат. т. IV, стр. 226, 233, 286—6, 241, 249, 269, 263, 264—6.